Аненайка

Мелодич. украшение в др.-рус. мелизматич. церк. пении. Связано со звукоподачей нёбных фонем на слогах "на — не", вставлявшихся в текст песнопения (отсюда и название). А. применялись в визант. пении и назывались кратиматами. Согласно исследованиям А. В. Преображенского, они служили для заполнения зияния (hiatus) при многократном повторении гласных. Широко использовались комбинации фонем вроде неаагиа, ааанаагиа. Порой они были связаны с изложением разл. ладоинтонац. формул. А. вошли в употребление в 11 в. в церк. пении Киевской Руси. В 13-14 вв. они исчезли и вновь появились только в 17 в., в связи с тенденцией к возрождению в Москве традиций визант. культуры. Их стали применять в торжеств. праздничных песнопениях, многолетиях. В певч. книгах 1-й четверти 18 в. А. уже редкое явление и к середине столетия исчезают.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. I, M., 1867; Преображенский А., Культовая музыка в России, Л., 1924; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, доп. 1971; Wellеsz E., А history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1963.

H. Д. Успенский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me