Антейл Д.

(Antheil) Джордж (8 VII 1900, Трентон, Нью-Джерси — 12 II 1959, Нью-Йорк) — амер. композитор и пианист. Муз. образование получил в Филадельфийской консерватории у К. Штернберга, позже учился у Э. Блоха (композиция). В 1920 выступал как пианист в Париже, Вене и Берлине. Находясь в Зап. Европе, издал ряд фп. и оркестровых произв. конструктивистского стиля, с широким использованием приёмов джазовой музыки (пьеса "Механизмы", фп. соната "Аэроплан", 1923, и др.). Под влиянием эстетич. принципов "Шестёрки" и итал. футуристов проводил эксперименты с шумовыми эффектами — "Механический балет" ("Ballet Мйcanique", пост. 1926, Нью-Йорк, Париж), в к-ром участвуют 10 роялей, механич. пианино, ксилофоны, электрич. звонки, автомобильные гудки, шум пропеллера и др.; "Цынгареска" ("Zingareska", "Цыганская музыка", 1922) — первое симф. произв. с элементами джазовой музыки; "Джазовая симфония" для 22 инструментов (1925). Написал сатирич. и политич. оперу "Трансатлантическая" ("Transatlantic", пост. 1930), муз. комедию "Елена уходит" ("Helen retires", 1934); балет "Столица мира" ("The capital of the world", 1953) и др. Соч. А. своею необычностью вызвали много споров и стяжали ему славу ниспровергателя традиций. С 1936 жил в Голливуде, писал музыку к фильмам. В 40-50-е гг. отказался от крайностей модернизма (симфонии 4-я и 5-я, 1943, 1945).

Литературные сочинения: Bad boy of music, N. Y., 1945.

Г. М. Шнеерсон.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me