Авраамов А. М.

Арсений Михайлович (10(22) IV 1886, хутор Малый Несветай, ныне Ростовской обл. — 19 V 1944, Mocквa) — сов. муз. теоретик, фольклорист и композитор. В 1908-11 учился в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва у И. Н. Протопопова и А. М. Корещенко (теория музыки), пользовался советами С. И. Танеева. С 1910 выступал с лекциями и статьями о музыке (псевд. Ars). В 1917-18 правительственный комиссар иск-в Наркомпроса РСФСР, один из организаторов Пролеткульта (возглавлял его муз. и художеств.-этнографич. отделы). В 1918-26 собирал материалы для акустического изучения муз. ладов народов России и Востока. В 1941-43 художеств. руководитель Рус. нар. хора, созданного П. Г. Ярковым. В 1935-41 работал в Нальчике, содействовал развитию муз.-проф. культуры Кабардино-Балкарии, собирал муз. фольклор, написал на его основе ряд произв. ("Кабардинские танцы", 1936; увертюра "Аул Батыр", 1940; инстр. пьесы, хоры и др.).

А. был оригинальным экспериментатором, отличавшимся новизной науч. видения, порой пародоксальностью мысли, приводившей его к ошибочным выводам. В своих трудах А. стремился к применению в муз. иск-ве совр. технич. достижений. Он изобрёл способ графической записи звука на плёнку путём воспроизведения разл. рисованных геометрич. фигур, позднее использованную за рубежом для озвучивания кинофильмов (в 1932-33 зав. лабораторией "рисованного звука" Науч.-исследовательского ин-та кинематографии). А. — один из теоретиков нар. муз. творчества ("Народ и художественное творчество", в сб.: "Искусство и народ", П., 1922; "Проблема Востока в музыкальной науке", "Русский современник", 1924, кн. 3, и др.). В ряде работ А. не избежал формального экспериментаторства (попытка построения ультрахроматического 48-тонового звукоряда — т. н. универсальной системы тонов), влияния вульгаризаторских пролеткультовских идей ("Симфония гудков" — музыка, воспроизводимая с помощью фабричных и заводских гудков, 1922) и т.п.

Литературные сочинения: Грядущая музыкальная наука и новая эра в истории музыки, "Музыкальный современник", 1916, кн. 2; "Ультрахроматизм" или "омнитональность" (гл. О Скрябине), там же, 1916, декабрь — январь, кн. 4-5 (имеется оттиск, П., 1916); Jenseits von Temperierung und Tonalitдt, "Melos", 1920, No 6, 7, 8; "Универсальная система тонов" (U. T. S.), ч. 3. Итоги и перспективы, "ЖИ", 1926, No 12; Синтетическая музыка, "СМ", 1939, No 8, и др.

Литература: Земцовский И., Русская советская музыкальная фольклористика, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6-7, Л., 1967, с. 224-26.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me