Барбьери Ф. А.

(Barbieri) Франсиско Асенхо (Asenjo) (3 VIII 1823, Мадрид — 19 II 1894, там же) — испан. композитор, музыковед и дирижёр. Чл. Испанской корол. академии (1873). Окончил Мадридскую консерваторию по классам Р. Карнисера (композиция), П. Альбениса (фп.), Б. Сальдони (пение) и Р. Брока (кларнет). Работал кларнетистом в воен. оркестре, выступал как пианист и оперный певец. В 1866 возглавил оркестр Концертного об-ва в Мадриде. Сотрудничал как муз. критик в газ. "Illustraciуn". С 1868 профессор Мадридской консерватории (класс гармонии и истории музыки). С именем Б. связано возрождение нац. муз.-сценич. жанра — сарсуэлы. Лучшие сарсуэлы Б. во многом послужили образцом для муз.-сценич. произв. И. Альбениса, М. де Фальи. Капитальный труд Б. — собр. старинных испан. песен ("Cancionero musical de los siglos XV y XVI", Madrid, 1890).

Сочинения: 77 сарсуэл, в т. ч. Слава и парик (Gloria у Peluca, 1850, т-р "Варьедадес", Мадрид), Игра с огнём (Jugar con fuego, 1851, т-р "Цирк", Мадрид), Бриллианты короны (Los diamantes de la corona, 1854, там же), Хлеб и быки (Pan y toros, 1864, т-р "Сарсуэла", Мадрид), Цирюльник из Лаваписа (El barberillo de Lavapiйs, 1874, там же) и др.

Литературные сочинения: Ultimas amores de Lope de Vega Carpio, Madrid, 1876; La musica religiosa, Madrid, 1889; Teatro de Juan del'Encina, Madrid, 1893; Reseсa histуrica de la zarzuela, Madrid, (s. а.), и др.

Литература: Subirб J., Manuscrites de Barbieri existentes en la Biblioteca National, Madrid, 1936; Chase G., Barbieri and the Spanish Zarzuela, "ML", 1939, Jan.; Martнnez Olmedilla A., El maestro Barbieri y su tiempo, Madrid, 1941, 1950.

М. А. Вайсборд.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me