Чадская музыка

Разнообразие Ч. м. — следствие этнич. пестроты населения Республики Чад. Наиболее ранние сведения о культуре данного региона встречаются в документах, сохранившихся от араб. путешественников (11 в.). Муз. традиции мн. народов, населяющих Чад, строго регламентированы. В муз. практике возникают большие трудности, связанные с кастовым делением общества, с ограничениями социального порядка (напр., не каждый имеет право играть на том или ином инструменте).

В муз. инструментарии одно из ведущих мест занимают барабаны: из глины, разл. пород дерева; цилиндрические, в форме усечённого конуса (с лепёшкой из вязкого вещества на мембране); одно-, двусторонние. Зачастую исполнитель играет одноврем. на двух барабанах (один барабан как бы имитирует мужской, другой — женский голоса). Популярны ансамбли из 3 больших двусторонних барабанов, при совм. звучании к-рых возникает сложная полиритмич. ткань (традиция касты ремесленников). Распространены также др. удар. инструменты — погремушки, трещотки, колокольчики; особое место занимают ксилофоны (балафоны), насчитывающие неск. разновидностей (напр., у сара — из 14 пластин). Дух. инструменты, как и струнные, по-видимому, завезены из араб. стран: алгаита (тип гобоя), тростниковый поперечный одноязычковый кларнет, металлич. труба (дл. ок. 230 см). Обычно дух. инструменты объединяются в ансамбль с барабанами. Типичный проф. ансамбль — алгаита, 2-3 барабана, а также певец, аккомпанирующий себе на лютне. В праздничные дни на больших площадях играют одновременно неск. таких групп (в ансамбли зачастую включены и трубы).

Разнообразны песни и танцы, многие из к-рых связаны с определ. профессиями (танец охотников — мдомданг), ритуалами (ндон мбесси, байян, нъдасьон — танцы, сопровождающие обряд инициации, т. е. посвящения в мужчины или женщины; а также кляг, исполняемый во время погребения), праздниками (амджермане, мъбилле, матичачуна, саи, басака, джоро-джоро); богатый пласт составляют хвалебные песни (в честь знаменательных событий или прославляющие известных людей). Для большинства песен характерны пентатоника, нисходящее мелодич. движение, антифонное исполнение (солист — хор или перекличка между двумя хорами), их объём — в пределах октавы. Пение часто сопровождается хлопанием в ладоши и "улюлюканием". Женщины (особенно у даза, теда и канембу) исполняют преим. вок. музыку без инстр. аккомпанемента; исключение составляют туареги, у к-рых женщины сопровождают своё хор. пение игрой на барабанах.

После завоевания независимости (1960) большое внимание стало уделяться муз. культуре Республики Чад. Нац. центр. организованный при ун-те в Нджамене, ведёт работу по собиранию и обработке муз. фольклора. В 1970 создан Нац. ансамбль танца (худ. рук. Нъгорьо Булетин), с к-рым связана деятельность многих лучших музыкантов страны, в т. ч. певцов Магалвана Бетара, Зайдо Кемо и др. Ансамбль гастролирует во мн. странах (в 1975 — в СССР).

Литература: Вrandilу M., Un exorcisme musical chez les Kotoko, в кн.: La musique dans la vie, t. 1 — L'Afrique, ses prolongements, ses voisins, P., 1967; её же, De Teda uit Tibesti Instrumentale muziek, (Tervuren), 1970; её же, Un chant du Tibesti, "Journal des Africanistes", 1976, t. 46, tasc. 1-2.

Дж. К. Михайлов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me