Чайковский М. И.

Модест Ильич (1 (13) V 1850, Алапаевск, ныне Свердловской обл. — 2 (15) I 1916, Москва) — рус. драматург, либреттист, переводчик, муз.-обществ. деятель. Брат П. И. Чайковского. В 1870 окончил Уч-ще правоведения в Петербурге. Служил в Симбирске в палате гражданского и уголовного суда, затем — в Киевской губ. С 1874 сотрудничал в петерб. периодич. печати (муз. корреспонденции в газ. "Гражданин", "Голос", "Русские ведомости", в частности, под псевд. М-ий, N; позднее — рецензии на спектакли драм. т-ра). Специализировался также в области сурдопедагогики: в 1875-76 в Лионе изучал спец. курс дефектологии у педагога Ж. Гугентоблера, в 1876-92 был воспитателем, с 1882 опекуном глухонемого Н. Г. Конради. С 80-х гг. выступал как драматург. На сценах моск., петерб. и провинц. т-ров ставились его пьесы: "Благодетель" (впоследствии переделана в пьесу "Борцы"), "Лизавета Николаевна", "Симфония", "День в Петербурге", "Предрассудки", "Боязнь жизни" и др. (в 1900 изданы его "Драматические сочинения"). Писал также прозаич. произведения.

Опыт лит. работы, познания в области музыки и т-ра определили успех Ч. как либреттиста. Автор либр. опер "Пиковая дама" (по повести А. С. Пушкина, 1890; первонач. вариант — для комп. Н. С. Кленовского, 1887-89) и "Иоланта" (по драме X. Херца "Дочь короля Рене", 1891) П. И. Чайковского, "Дубровский" Направника (по повести Пушкина, 1894), "Ледяной дом" Корещенко (по роману И. И. Лажечникова, 1899), "Наль и Дамаянти" Аренского (по повести В. А. Жуковского, основанной на эпизоде из инд. эпич. поэмы "Махабхарата", 1903), "Франческа да Римини" Рахманинова (по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, 1904). Ч. принадлежат также сценарии и либретто неосуществлённых опер: "Инес" (по Ш. Нодье, 1877) и "Ундина" (по Ф. де ла Мотт Фуке в переводе Жуковского, 1878) для Чайковского (впоследствии вариант "Ундины" — для С. В. Рахманинова, 1893), "Альманзор" (по Г. Гейне, 1900) для Ю. С. Сахновского, "Портрет" (по Н. В. Гоголю, 1904) для С. И. Танеева, "Флёнушка" (по романам П. И. Мельникова-Печёрского, 1907) для А. Н. Корещенко. Ч. перевёл на рус. яз. 1-й и 2-й тома кн. А. Д. Улыбышева "Новая биография Моцарта" (1890-92), драму "Ричард II" (изд. 1906) и сонеты (изд. 1914) У. Шекспира.

После смерти П. И. Чайковского посвятил свою жизнь увековечению памяти любимого брата. В 1894 при участии племянника В. Л. Давыдова основал в Клину Дом-музей П. И. Чайковского. Собрал архив композитора (с помощью Танеева и Г. А. Лароша разобрал и систематизировал муз. рукописи, документы брата). Написал фундаментальную биографию "Жизнь П. И. Чайковского" (фрагменты книги публиковались в журналах начиная с 1896; полный текст издан отд. выпусками в 1900 и в 3 томах в 1900-02). Несмотря на субъективность в изложении материалов и фактов, нек-рую неточность мемуарных сведений, свободную передачу текстов ряда документов книга поныне сохраняет значение важнейшего лит. источника для изучения жизни и творчества композитора. Ч. подготовил и издал "Музыкальные фельетоны и заметки" П. И. Чайковского (1898), "Письма: П. И. Чайковского и С. И. Танеева" (1916). Он активно пропагандировал муз. наследие своего брата. Ч. был также инициатором изд. Собрания музыкально-критических статей Лароша (т. 1, 1913; Ч, — автор вступит. статьи), написал воспоминания о Танееве и А. С. Аренском (1915, не изд.). Ч. состоял членом Гл. дирекции РМО (завещал ему дом в Клину), почётным членом об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека" (с 1910).

Сочинения: Музыкальные известия. Из Петербурга. (Русская опера, концерты РМО), "Русские ведомости", 1874, 20 дек.; Русская опера в Киеве, "Голос", 1874, 29 дек.; Русская опера в Киеве, "Музыкальный листок", 1875, 5 янв.; Музыкальные очерки, Драматическая симфония d-moll А. Рубинштейна. "Демон" его же, "Голос", 1875, 22 янв.; Детство и отрочество П. И. Чайковского, "РМГ", 1896, No 3, 4, то же, "Северный вестник", 1896, No 2, 3; Юность и молодость П. И. Чайковского, там же, 1897, No 1, 2, 4; Молодые годы П. И. Чайковского, там же, 1897, No 5, 6; Жизнь П. И. Чайковского, т. 1-3, М.-Лейпциг, 1900-02, т. 1, 1903; Г. А. Ларош, в кн.: Дарош Г. A., Собрание музыкально-критических статей, т. 1, М., 1913; (Предисловие), в кн.: Письма: П. И. Чайковского и С. И. Танеева, M., (1916); ОС. И. Танееве, в кн.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М.-Л., 1925 (Труды Гос. ин-та муз. науки. История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 2); Письмо к В. Д. Комаровой-Стасовой, "СМ", 1965, No 5.

Литература: Биография П. И. Чайковского, "Московские ведомости", 1897, 29 сент.; Кашкин Н. Д., П. И.Чайковский и его жизнеописание, "Московские ведомости", 1902, 11 янв., 14 мая, 11 июня, 20 авг., 1903, 16 марта, 27 июня; его же, М. И. Чайковский (некролог), "Хроника ж. "Музыкальный современник"", 1916, No 14; Завещание М. И. Чайковского, там же, 1916, No 20; Кузнецова Г. В., М. И. Чайковский как сурдопедагог, в кн.: Вопросы дефектологии, Ученые записки Московского педагогич. института им. В. И. Ленина, М., 1964; Яковлев В. В., Модест Ильич Чайковский — автор оперных трудов, в его кн.: Избранные труды о музыке, т. 1, М., 1964; Балабанович Е. З., Чехов и Чайковский, М., 1970, 1978.

П. Е. Вайдман.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me