Частушки

Короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычно рифмованные четырёхстишия (реже — двух- и шестистишия). Генетически связаны со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными "дразнилками". Кристаллизация Ч. как особого жанра по сути неограниченной тематики произошла в последней трети 19 в. Она была связана с разрушением устоев старой деревни, изменениями в быту. Зачастую Ч. вычленялись из традиц. плясовых припевок: проникновение в деревню гармони (30-50-е гг. 19 в.) способствовало тому, что припевки стали исполняться не только под пляску. Ритмич. однотипность Ч. (четырёхстопный хорей, обычно 8+7+8+7 слогов) способствовала их распространению и обусловливала возможность сочетания многих текстов с одним напевом (или любым однотипным напевом).

Наряду с термином "Ч." (от "частый", "быстрый") в разл. диалектах применяются другие, соответствующие ему по смыслу термины — "припевки", "прибаски", "коротушки", "пригудки", плясовые "тараторки", "припляски", прогулочные "ходовые" и др. Т. н. страданья — мелодически распевная разновидность частушек, часто двустрочная, со стихом из 8+8 слогов (волжские, воронежские). "Несклады" — Ч. без рифмы или нарочито бессмысленные.

Частушки

Каргопольские припевки. Сб. "Русские частушки...", сост. Н. Котикова (Л., 1956, с. 83). Нотация Б. Смирнова.

Частушки. Рис. 1

Частушки "жнивные". Сб. "Сто русских народных песен" (Л., 1970, No 90). Нотация В. Гаврилина.

На рубеже 19-20 вв. назв. "Ч." частично отражали их дифференциацию по социальной принадлежности и сфере бытования (напр., "деревенская припевка" и "фабричная" Ч., или "страданье").

Для мн. Ч. складывались оригинальные мелодии, для нек-рых гибко трансформировались мелодии традиционных и новых песен. Ч. обычно исполняются под гармонь или балалайку, т. е. являются жанром вок.-инструментальным. Преобладает мелос речитативного типа, но отличающийся выразительностью и разнообразием, в нём применяются разл. типы интонирования — от ухарских выкриков до тонкой мелодич. нюансировки.

Ч. исполняются соло, дуэтом (часто в форме диалога — разговора подруг, т. н. пение "на ответ"), хором, с инстр. сопровождением и без него, под пляску, шаг и без к.-л. особых движений, как лирич. высказывание. Ч. "под язык" или "ротовушки" (от слова "рот") исполняются под вок. аккомпанемент, имитирующий инстр. сопровождение.

Инстр. сопровождение у талантливого импровизатора обладает самостоят. ценностью. С 20-х гг. 20 в. широко развивается иск-во варьирования исполняющегося на гармони инстр. сопровождения. Муз. язык таких Ч. органично связан с гармошечным наигрышем; его природу нельзя понять вне комплексного рассмотрения голоса, наигрыша и соответствующей манеры исполнения (напр., под пляс). Встречается оригинальная полиритмия голоса и аккомпанемента: остинатная формула гармони не зависит от вок. фразировки.

Различают Ч. общерусские, распространённые в ряде областей (напр., "страданья") и встречающиеся лишь в одной местности (напр., "Спасовские" в Волховском р-не Ленинградской обл. — с разнообразными повторами слов. расширяющими строфу, по типу: 8+11+8+11 слогов). Оригинальны по форме и исполнит. стилю бытующие в деревнях по реке Ояти (Ленинградская обл.) Ч. "качельные", "покосные", "жнивные", "лесные", т. е. связанные с аграрным календарём. В их звучании отражено своеобразное ощущение пейзажа.

По мелодике и манере пения различаются также северо-, средне- и южнорус. обл. стили. Соотношение напева и текста не всегда произвольно: известны циклы связанных по смыслу Ч., а также устойчивые группы текстов ("Семёновна", "Яблочко", "Цыганочка", "Подгорная"). Полноценные муз. записи Ч. были осуществлены в сов. время.

Публикации: Рязанов П., Саратовские частушки, Л., 1926; Xребес И., Современные крестьянские песни, М.-Л., 1927, 1929; Песни Пинежья, кн. 2, М., 1937; Русские частушки, страдания, припевки, сост. Н. Котикова, Л., 1956, 1961; Частушки в записях советского времени, М.-Л., 1965.

Литература: Рязанов П., О частушке, "Музыка и быт", 1927, No 2; Соболев П. М., К вопросу о ритмико-метрической структуре частушки, "Художественный фольклор", 1927, вып. 2-3; Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сб.: "Советский фольклор", М.-Л., 1936, No 4-5; Лазутин С., Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, Воронеж, 1960; Власова З. И., Частушка и песня, в кн.: Русский фольклор, т. 12, Л., 1971.

И. И. Земцовский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Частушки — ЧАСТУШКИ, вертушки, коротушки — народные короткие песенки, отличающиеся быстрым, учащенным темпом исполнения. Частушки большею частью состоят из четырех коротких стихов, попарно рифмующихся. Словарь литературных терминов
  2. частушки — Рифмованные куплеты-четверостишия. см. также пантун, мани термин народного происхождения, введенный в литературный обиход Г.И. Успенским. и объединивший местные названия частушки — пригудки, припевки, матани, прибаски и др. Этнографический словарь