Целлер К. И. А.

(Zeller) Карл Иоганн Адам (19 VI (по др. сведениям, 19 VII) 1842, Санкт-Петер-ин-дер-Ау, Ниж. Австрия — 17 VIII 1898, Баден, близ Вены) — австр. композитор и пианист. В детстве обладал красивым голосом (сопрано), играл на разл. инструментах, учился игре на органе у И. Брандштеттера.

Целлер К. И. А.

С 1853 пел в Венской придв. капелле. Позже изучал право в Венском ун-те. По композиции занимался у З. Зехтера. С 1873 референт по вопросам иск-ва в Мин-ве просвещения Австрии. В 90-е гг. жил в Америке и Юж. Африке. Осн. область творчества Ц. — произв. для муз. т-ра. Представитель венской классич. оперетты, Ц. продолжил традиции Ф. Зуппе, И. Штрауса, К. Миллекера. Опереттам Ц. присущи мелодич. ясность, стройность муз. драматургии, мастерское построение финальных сцен. В музыке Ц., опирающейся на австр. фольклор, ощущается влияние нац. зингшпиля. Особую известность завоевали оперетты "Продавец птиц" и "Старший штейгер" (на рус. сцене — под назв. "Мартин-рудокоп").

Сочинения: комич. оперы — Джоконда (1876, "Т-р ан дер Вин", Вена), Форнарина (1878, Мюнхен); оперетты — Капитан Николь, или Карбонарии (Capitan Nicol, oder Die Carbonari, 1880, "Карлстеатр", Вена), Бродяга (Der Vagabund, 1886, там же), Продавец птиц (Der Vogelhдndler, 1891, "Т-р ан дер Вин", Вена), Старший штейгер (Obersteiger, 1894, там же), Хозяин погребка (Der Kellermeister, 1901, "Раймунд-театр", Вена); лидершпили — Кёльнское празднество дураков (Das kцlnische Narrenfest, 1868, Вена), Ночь св. Фомы (Thomasnacht, 1868, там же); песни на сл. R. Бернса, хоры и др.

Литература: Янковский M. С., Оперетта, Л.-М., 1937; Михеева Л. В., Орелович А. A., В мире оперетты, Л.-M., 1977; Schneider A. M., Der Tondichter C. Zeller, "Unsere Heimat", 1939, H. 11; Zeller К. W., Mein Vater Carl Zeller, St. Pцlten, 1942; Nick E., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette, Hamb., 1954; Grьn B., Kulturgeschichte der Operette, Mьnch.,1961, B., 1967.

Л. Б. Римский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me