Цепной лад

(лат. catenarius (modus), сокр. сaten — катен; понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) — лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой (отсюда назв. — "Ц. л."). Напр., в C-caten (до цепном) — 4-звучная тоника с1 -е 1 — es1 — g1; 4 др. звука Ц. л. С составляют доминанту: h — f1 — d1 — as1; 4 звука отсутствуют (тритон к тонике, звуки fis1 — ais1 — а1 — сis2). Первоначально (1908) Яворский называл Ц. л. мажорно-минорным; отказ от этого наименования в пользу Ц. л. мотивируется отсутствием в ладу двойной симметрич. системы. В качестве одного из образцов цепного лада С. В. Протопопов в кн. "Элементы строения музыкальной речи" (ч. 2, 1931, с. 114) приводит отрывок из "Симфонии к "Божественной комедии" Данте" Листа. Как и нек-рые др. "лады Яворского", Ц. л. в чистом виде встречается очень редко. Элементы Ц. л. можно усмотреть в общей тональной структуре 5-й фи. сонаты Скрябина (взаимопроникновение мажорных тоник Fis и Dis).

Литература: Яворский Б., Строение музыкальной речи. Материалы и заметки, ч. 1-3, М., 1908; Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, M., 1930-31; см. также лит. при ст. Ладовый ритм.

Ю. H. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me