Циммерман П. Ж. Г.

(Zimmermann) Пьер Жозеф Гийом (19 (или 17) III 1785, Париж — 29 X 1853, там же) — франц. педагог, муз. теоретик, композитор. Род. в семье фи. фабриканта. Муз. образование получил в Парижской консерватории у Ф. А. Буальдьё (фп.), Ш. С. Кателя, Л. Керубини (композиция). Ц. — один из крупнейших представителей франц. фп. школы, продолжатель традиций Л. Адана и Ф. Калькбреннера. С 1811 репетитор, с 1816 профессор Парижской консерватории по классу фп., с 1826 по классам фуги и контрапункта, в 1848-53 гл. инспектор фп. классов. Среди его учеников — Ш. Алькан, Ж. Бизе, III. Гуно, Л. Лакомб, А. Ф. Мармонтель, Ж. Э. Падлу, Э. Прюдан, Ж. Равина, А. Тома, С. Франк. Автор работ учебно-методич. характера, в т. ч. "Энциклопедии пианиста и композитора" ("Encyclopйdнe du pianiste-compositeur", 1840), в к-рой наряду с технич. упражнениями значит. внимание уделено вопросам стиля, фразировки, учению о гармонии и полифонии, и "Популярной фортепианной методы" ("Mйthode populaire de piano", 1844) для начинающих. Этюды Ц. высоко ценил Ф. Лист, а "Энциклопедия..." и ныне используется в практике франц. пианистов. Заметную роль в муз. жизни Парижа сыграл муз. салон Ц., где выступали Ф. Лист, Ф. Шопен, П. Виардо, Ж. Л. Дюпре, Ш. Берио, Т. Дёлер, А. Осборн, Ан. и Ап. Контские и др., часто исполнялась камерная музыка. Ш. Гуно (был женат на дочери Ц.) посв. его памяти "Торжественную мессу в честь св. Цецилии" (1855).

Сочинения: оперы — Похищение (L'Enlиvement, 1830, Париж, "Опера комик"), Навзикая (Nausicae; соч. после 1830, не пост.); 2 концерта для фп. с орк.; для фп. — 24 этюда, соната, фантазии и вариации на оперные арии, рондо, кадриль с вариациями и др.; 6 тетрадей песен; романсы.

Литература: Зингер Е., Из истории фортепианного искусства Франции, М., 1976, с. 97-99; Labat J., Zimmermann et l'йcole franзaise de piano, P., 1865; Marmontel A., Les pianistes cйlиbres. Silhouetteset mйdaillons, P., 1878, c. 194-203 и др.

А. Т. Тевосян.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me