Цуккерман В. А.

Виктор Абрамович (р. 23 IX (6 X) 1903, Браилов, ныне Винницкой обл.) — сов. музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Д-р искусствоведения (1958). В 1920-23 учился на химич. ф-те Киевского политехнич. ин-та. В 1925 окончил Киевскую консерваторию по классу фп. у Г. М. Когана (учился также у Б. Л. Яворского, Ф. М. Блуменфельца). Муз.-теоретич. предметы изучал у Яворского, Б. Н. Лятошинского, А. А. Альшванга. В 1923-26 преподавал муз.-теоретич. предметы в Киевской консерватории, с 1926 — в Моск. консерватории (с 1939 профессор). Среди учеников — З. А. Апетян, В. П. Бобровский, Н. И. Виеру, Г. Л. Головинский, Г. В. Григорьева, В. И. Зак, И. В. Лаврентьева, М. И. Ройтерштейн, О. В. Соколов, Ю. Н. Хохлов, В.М. Цендровский. Ц. вместе с Л. А. Мазелем явился основоположником метода комплексного анализа муз. произв. В своих трудах разработал метод анализа, охватывающий средства выражения музыки в их взаимодействии. Ряд работ Ц. посвящён морфологич. и историч. исследованиям муз. структур и конструктивных закономерностей муз. форм, а также стиля рус. и заруб. классиков. Автор учебника "Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм" (совм. с Мазелем, ч. 1, 1967). Автор муз. произведений.

Сочинения: Теория ладового ритма и ее применение, "Пролетарский музыкант", 1929, No 7-8; О сюжете и музыкальном языке оперы-былины "Садко", "СМ", 1933, No 3; "Туркмения" Б. Шехтера, там же, 1936, No 4; Римский-Корсаков и народная песня, там же, 1938, No 10-11; Несколько мыслей о советской опере, там же, 1940, No 12; Произведения для духового оркестра, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947; Любимые музыкальные произведения В. И. Ленина (совм. с А. А. Альшвангом), "СМ", 1949, No 1; "Молдавская сюита" Н. Пейко, там же, 1951, No 11; О теоретическом музыкознании, там же, 1956, No 4; "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке, М., 1957; Заметки о музыкальном языке Шопена, в сб.: Фридерик Шопен, М., 1960; Не упрощать проблему, "СМ", 1963, No 3; De l'emploi des genres et des formes dans l'oeuvre de Chopin, в кн.: The book of the 1st International musicological congress... Warsz., 1960, Warsz., 1963; Муз. жанры и основы муз. форм, М., 1964; Незабываемые годы, в сб.: Б. Яворский, Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964; Яворский — теоретик, там же, 1972; Теория музыки и педагогика в деятельности А. А. Альшванга, в кн.: Альшванг А. А., Избр. сочинения в двух томах, т. 1, М., 1964; Жемчужина русской лирики (об Adagio sostenuto из 2-го концерта для фп. с оркестром Рахманинова), "СМ", 1965, No 1; "Варшавская осень" 1965 года, там же, 1966, No 1; Виды целостного анализа, там же, 1967, No 4; Die Beethovensche Dynamik in ihren strukturellen und formbildenden Erscheinungen, в кн.: Bericht ьber den internationalen Beethoven-Kongress, В., 1970 (на рус. яз. в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972); Музыкально-теоретические очерки и этюды, (вып. 1)-2, М., 1970-75; Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971; Вариационная форма, М., 1974 и др.

Литература: Богатырёв С., Ценное исследование, "СМ", 1957, No 8; Житомирский Д., Книга о Чайковском, там же, 1973, No 6; Mазель Л., В. А. Цуккерман и проблема анализа музыки, в сб.: О музыке. Проблемы анализа (К семидесятилетию со дня рождения Ц.), М., 1974; Бобровский В., Головинский Г., В. А. Цуккерман-педагог, там же; Предисловие редакции к статье В. Цуккермана "Камаринская Глинки", "МЖ", 1979, No 12.

Л. В. Кулаковский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me