Данстейбл Д.

Данстейпл (Dunstable, Dunstaple) Джон (1370 или 1380, предположительно Данстейбл, Бедфордшир — 24 XII 1453, Лондон) — английский композитор и муз. теоретик. В 1419-40 служил каноником Херефордского собора, затем придв. музыкантом у герцога Бедфордского (брата короля Генриха V), в составе его капеллы часто бывал в Париже и в Камбре. Отсюда — связь Д. с франц. муз. культурой, оказавшей, наряду с итал. музыкой периода раннего Возрождения, заметное влияние на его творчество. Д. — один из крупнейших полифонистов 1-й пол. 15 в. Его сочинения сыграли важную роль в развитии полифонии строгого стиля на её начальном этапе, предвосхитив творчество ранних франко-флам. контрапунктистов (Г. Дюфаи и Ж. Беншуа, к-рые, возможно, учились у него в Камбре). Его музыке присуще светлое, жизнерадостное начало. Д. — автор гл. обр. духовных (с лат. текстами) и светских произв. (сохранились 3 песни — "шансон"). Наиболее известна шансон "О, прекрасная роза" ("О rosa bella"). Произв. Д. отличаются свободным мелодич. развитием, особенно верхнего ведущего голоса, с применением вариац. принципа. Для Д. характерны господство трёхголосия, мелодич. богатство голосов, импровизационность в развитии мелодии. Несмотря на преобладание церк. ладов, в его музыке явно ощущаются мажор и минор, наличие альтераций, ходов на увеличенные и уменьшенные интервалы. Важный вклад Д. в европ. муз. культуру — разработка жанра т. н. декламац. мотета, в к-ром муз. ритм подчинён ритму стиха; ввёл также мотет двойной структуры, предвосхитивший композиц. технику мессы 15 в. Представитель гуманистич. культуры, он был также известен как математик и астроном. Мн. сочинения Д. не сохранились, ряд анонимных произв. совр. ему композиторов приписывается исследователями (в т.ч. Й. Тинкторнсом) Д. 54 его произв. включены в каталог, содержащийся в издании С. Стейнер "Данстейбл и разные аранжировки "О, прекрасная роза"" ("Dunstable and the various settings of "O rosa bella"" в сб-ках Междунар. муз. об-ва — "Sammelbдnde der Internationalen Musik-Gesellschaft", Bd 11, Tl 1). Б. ч. сочинений Д. (6 рукописей) хранится в Италии в б-ке Трентского собора — "Трентские кодексы" ("Trent Codices"), а также в библиотеках Модены и Болоньи. Полное собрание сочинений Д. издано М. Ф. Букофцером (Complete Works, "Musica Britannica", VIII, L., 1953).

Литература: Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Lpz., 1907, II, 1. S. 106 и след.; Bukofzer M. F., Ьber Leben und Werke von Dunstable, "Acta musicologica", Bd VIII, Lpz., 1936, S. 111; eго жe, John Dunstable and the music of his time, в сб.: Proceedings of the Musical Association, L., 1938, v. LXV, N 19; Borren Ch. van den, The genius of Dunstable, там же, L., 1921, XLVII, 78; Greene R. L., John Dunstable, a Quincentenary supplement, "MQ", 1954, N 7; Fiсker R. von, в сб.: Studien zur Musikwissenschaft, hrsg. von G. Adler, VII u. XI, W., 1955; Stahura R. E., A stylistic study of the works of John Dunstable, Diss., Indiana University, 1969.

Б. В. Левик.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me