Дарвеш али Чанги

Чанги (тадж., букв. — арфист) (2-я пол. 16 в. — нач. 17 в.) — тадж. учёный, певец, арфист 1-й пол. 17 в. Деятельность его проходила в Бухаре, Андижане и др. городах. Автор "Трактата о музыке" ("Рисолаи мусики"; 2-й вариант трактата носит назв. "Тухфатус-сурур" — "Дары радости"), состоящего из раздела о муз. науке (гл. 1-6) и жизнеописаний музыкантов (гл. 7-12). В решении муз.-теоретич. вопросов был представителем школы Наджмиддина Кавкаби, выдающегося муз. деятеля Бухары 16 в. Эта школа отошла от математич. метода в изучения теории, углубляясь в вопросы муз. практики. Излагает систему 12 макомов, 24 шуъба, 6 авоза, 3 рангов (основных и производных ладообразовании); учение об усулях (ритмич. основе); о формах и видах произв.: инстр. (пешрав), вок.-инстр. (амаль, савт, накш, кор и др.), речитативных (садж), усложнённого ритма (миатайн) и др.; об инструментах: танбур, най, чанг, органун, самтур, кобуз, конун, барбат и др. В его трудах отражены также совр. автору муз. жизнь и, что особенно ценно, муз. творчество гор. трудового народа (пекарей, портных, строителей, врачей), к-рое развивалось несмотря на преследования со стороны реакц. духовенства.

Литература: Рукопись Института востоковедения АН Узб. ССР Тазкираи Мутриби (на тадж. яз., араб. шрифт); Pитрат, История узбекской классической музыки, Самарканд, 1927 (узб. яз., араб. шрифт); Семенов A. A., Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII в.). Сокращ. перс., текст, Ташкент, 1946; Раджабов И., К вопросу о макомах, Ташкент, 1963 (на узб. яз.); Музыкальная эстетика стран Востока, М., 1967.

Д. А. Рашидова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me