Давиденко А. А.

Александр Александрович (1 (13) IV 1899, Одесса — 1 V 1934, Москва) — сов. композитор. Рано потерял родителей, был отдан в духовное уч-ще, где получил муз. навыки, пел в хоре, с 13 лет руководил хором. Затем (до 1917) учился в духовной семинарии. Участвовал в Гражд. войне в рядах Красной Армии (1919). Теории музыки и композиции обучался в Одесской консерватории (1918-19) у В. И. Малишевского, Харьковском муз. ин-те (1921-22), Моск. консерватории (1922-29) у Р. М. Глиэра и А. Д. Кастальского (у него же одновременно нек-рое время в Моск. хоровой академии). В 1925 возглавил созданный по его инициативе "Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории" ("Проколл"). В 1929 вошёл в РАПМ (см. Российская ассоциация пролетарских музыкантов). Активная работа с хор. кружками, тесная связь с муз. самодеятельностью, руководство массовым пением, изучение нар. песен помогли Д. ощутить художеств. потребности масс и определили характер его творчества. С 1925 Д. писал гл. обр. хор. музыку, стремясь к созданию произв., воплощающих образы новой действительности, близких и доступных широкой аудитории. В противовес упрощённому решению творч. задач в т. н. агитмузыке тех лет Д. добивался сочетания доходчивости и художеств. полноценности муз. образов. Большой популярностью пользовались его песни на слова H. H. Асеева ("Конница Будённого", "Первая конная", "Винтовочка"), А. А. Жарова, М. А. Светлова, Д. Бедного ("Нас побить, побить хотели") и др. Сочинения Д., отмеченные пластичностью голосоведения, образной трактовкой полифонич. приёмов, содержащие элементы симфонизма, способствовали формированию сов. хор. классики. Используя в своих хорах и массовых песнях интонации старого и совр. рус. и укр. фольклора, частушек, трудовых попевок, революц. гимнов, Д. творчески перерабатывал их, органически сочетая мужеств. простоту, эпич. напевность, революц. устремлённость. В поисках средств реалистич. выражения композитор обращался к речитативно-ораторским приёмам (плакат для баса соло "Про Ленина" и др.), мелодике бытового романса (баллада "Мать", романс "Письмо"). В центре творчества Д. — образ нар. массы в её борьбе, труде и праздничном ликовании. Особенно выделяются композиции Д. для смешанного хора — "На десятой версте" и "Улица волнуется", запечатлевшие эпизоды революц. движения. Они вошли в "музыкальное действие" (ораторию) "Путь Октября" (1927) — коллективное сочинение "Проколла", созданное по инициативе Д. Сцена "Подъём вагона" (картина субботника) из оперы "1919 год" — первый опыт отражения в музыке социалистич. труда. Д. принадлежат хор. обработки старых рус. революц. песен, франц. революц. песни "Зa ira" (рус. пер. "Все вперёд"), нем. революц. песни "Маленький барабанщик", хоровые и фп. обработки чеченских песен и мелодий.

Сочинения: оперы — 1919 год (1931, Т-р рабочей оперы в заводском клубе, Москва), 1905 год (совм. с Б. С. Шехтером, к-рый завершил оперу после смерти Д., исполнялся монтаж, 1935, радио); хоры — Бурлаки (сл. Н. А. Некрасова), Узник (сл. А. С. Пушкина), Колодники (сл. А. К. Толстого), Море яростно стонало, Казнь, Рабочий дворец, Песня о Степане Разине, Броненосец "Потёмкин", Сюита на чеченские народные темы и др.; массовые хоры и песни — Конница Будённого, Все мы теперь краснофлотцы (первонач. назв. Все мы сегодня матросы), Песня о Наркоме и его друзьях, Первая Конная, Винтовочка, Нас побить, побить хотели, Чапаевская и др.; детские песни; обр. революц. песен; романсы, баллады и др. произв. для голоса с фп.; Сборник чеченских мелодий и песен, записанных и обработанных для фп. в 2 руки (М., 1926); коллективные сочинения — муз. действие в 3 звеньях — Путь Октября (1927), массовые хор. песни, в т.ч. Песнь о героях (с М. В. Ковалём и Б. С. Шехтером, 1930); Собр. соч. (ред.-сост. и автор вступит. статей Л. Лебединский) — Хоры, М., 1959; Песни и массовые хоры, М., 1962; Сольные вокальные произведения, М., 1962.

Литература: "Музыкальная самодеятельность", 1934, No 7 (номер посв. Д.); Лебединский Л., А. Давиденко, Материалы для творческой биографии, "СМ", 1935, No 4; Житомирский Д., Из прошлого советской музыки, в сб.: Ежегодник Института истории искусств АН СССР, т. 2, М., 1948; Белый В., Творчество Александра Давиденко, "СМ", 1952, No 9; Дмитревская К., Массовая песня А. Давиденко, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Ляшко Б., Александр Давиденко, М., 1965; Шостакович Д., Александр Давиденко, "МЖ", 1959, No 6; Александр Давиденко. Воспоминания. Статьи. Материалы, Л., 1968 (сост. Н. Мартынов).

Б. С. Штейнпресс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me