Делло Джойо Н.

(Delio Joio) Норман (p. 24 I 1913, Нью-Йорк) — амер. композитор. Учился игре на органе у отца и П. Йона, композиции — У Б. Вагенара в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке и у П. Хиндемита в Йельском ун-те (1940-41). Работал в Нью-Йорке; был церк. органистом (1934-40), муз. директором танц. ансамбля Ю. Лоринга (1941-43), преподавал композицию в колледжах С. Лоуренс (1945-50) и Маннеса (1958-62), с 1972 — в Бостонском ун-те. Выступал как пианист с Нью-Йоркским и Кливлендским филармонич. оркестрами, гастролировал в Польше (1947; исполнял собств. фп. соч.). В своём творчестве Д. Д. сочетает традиции католич. культовой музыки (использовал в качестве cantus firmus григорианские хоралы), Дж. Габриели и других мастеров полифонии, а также джаза. Испытал влияние неоклассицизма (особенно соч. Хиндемита). Танц. музыка Д. Д. (мн. соч. написаны для балетмейстера М. Грэхем) основана на джазовых ритмах, фп. пьесы — гл. обр. на песенных мелодиях; нек-рые носят декламац. характер ("Террористический акт" — "Assassination"), многие — лирич. склада ("Плач Саула" с оркестром — "Lamentation of Saul"). Пр. Гуггенхейма (1944, 1945, 1946).

Сочинения: оперы (пост. в Нью-Йорке) — Рубин (The ruby, 1955), Процесс в Руане (The trial at Rouen, 1956), Торжество св. Жанны (The triumph of St. Joan, 1958; использована музыка балета и симфонии, оба соч. — 1951); балеты (пост. в Нью-Йорке) — Прерии (Prairie, 1942), На сцену! (On stage!, 1946) и др.; для орк. — симфониетта (1940), магнификат (1942), Концертная музыка (1945), серенада (1948), Эпиграф (1951) и. др. пьесы; для инструмента с орк. — концерты: для 2 фп. (1941), для арфы (1945), 2 концертино, ричеркар и др. пьесы для: фп.; камерно-инстр. ансамбли; хоры в сопр. фп., а также разл. ансамблей, в т. ч. медных духовых и ударных; пьесы для фп., песни на стихи амер. поэтов; музыка для радио, телевидения.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me