Фараби А. Н. М. Т.

Аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (латинизированное — Альфарабиус, Alpharabius) (ок. 870, Фараб, ныне на территории Казах. ССР — 950, Дамаск) — философ, учёный-энциклопедист, муз. теоретик Востока. Философское и естеств.-науч. образование получил в Багдаде и Харране. Одним из его наставников был философ Абу-Басир Матта биу-Юнус. Осн. период жизни и творчества Ф. связан с Халебом (Алеппо), где он написал свои наиболее значит. работы по философии, логике, математике, музыке. Многие из них были переведены с араб. яз. на латинский и оказали большое влияние на ср.-век. зап.-европ. учёных (Р. Бэкон и др.).

В своих трудах Ф. опирался на опыт культур народов арабо-иран. мира (см. Арабская музыка) и Ср. Азии. Испытал также воздействие идей др.-греч. теоретиков и философов, особенно Аристотеля. Следуя др.-греч. традиции, Ф. подразделял науку о музыке на теоретическую и практическую. Первая из них даёт общие сведения о мелодии, вторая рассматривает правила создания и исполнения конкретных, чувственно воспринимаемых мелодий — инструментальных или вокальных. В теоретич. науке о музыке Ф. выделял также учение о гармонии (гармонику; термин "гармония" в данном случае подразумевает степень консонантности) и учение о ритмах (ритмику). В ритме он видел основу построения муз. формы (от первичной ритмич. ячейки, через ритмич. период — даур, к объединению периодов в целостную муз. структуру). Исследуя перс. восту, хорасанский танбур, Ф. вычислил пифагорейский большой целый тон (см. Пифагоров строй), распадающийся на 3 микроинтервала (две лиммы и комма). Этот целый тон явился основой 17-ступенного звукоряда, разрабатывавшегося ср.-век. теоретиками Востока.

Теории музыки посвящены три спец. соч. Ф. Главное из них — "Большой трактат о музыке" ("Китаб аль-мусики аль-кабир"; сохранилась только 1-я из двух его частей). Это — монументальный труд, освещающий вопросы происхождения музыки, эстетики, акустики, инструментоведения, теории звукорядов. Две др. работы — "Рассуждения о музыке" и "Книга о классификации ритмов" не сохранились. Проблемы муз. науки затрагиваются также в "Книге о классификации наук" (часто цитировалась под лат. назв. "De scientiis"). Автор комментариев к соч. Аристотеля. Философия Ф. основана на сочетании аристотелизма с неоплатоническим учением. Современники называли Ф. "вторым учителем" ("первый" — Аристотель).

Издания (пер. на европ. языки): (разделы о музыке из ряда трудов), в кн.: Brockelmann К., Geschichte der arabischen Literatur, Weimar, 1898; Al-Farabi. Grand traitй de la musique. Kitabu l-musiqi al Kabir, в кн.: D'Erlanger R., La musique arabe, v. 1, P., 1930; Al-Farabi's Arabic-Latin writings on music, ed. H. G. Farmer, Glasgow, 1935, N. Y., 1960.

Литература: Музыкальная эстетика стран Востока, ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова, (М.), 1967; Ахметова М., Аль-Фараби и музыкальное искусство, в кн.: Аль-Фараби и развитие науки и культуры стран Востока. (Тезисы докладов), А.-А., 1975; её же, Аль-Фараби и музыкальное искусство, "Известия АН Казахской ССР. Серия филологическая", А.-А., 1975, No 3; Steinschneider M., Al-Farabi, St.-Petersbourg, 1869; Wiedemann E., Ьber al Fдrдbis Aufzдhlung der Wissenschaften (De scientiis), Sitzungsberichte der Physikalisch-medizinischen Sozietдt, 1907, Bd 39, то же, в его кн.: Aufsдtze zur arabischen Wissenschaftsgeschichte, Bd 1, Hildesheim, 1970; Beichert E. A., Die Wissenschaft der Musik bei Al-Fвrвbо, Regensburg, 1931 (Diss.); Hamоudi H., Alfaraby's Philosophy, Sydney, 1933; Madkоur I., La place d'Al-Farabi dans l'йcole philosophique musulmane, P., 1935; Randel Don M., Al-Farabi and the role of Arabic music theory in the Latin Middle ages, "Journal of the American musicological society", 1976, v. 29, No 2.

О. В. Русанова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me