Фаркаш Ф.

(Farkas) Ференц (р. 15 XII 1905, Надьканижа) — венг. композитор. Нар. арт. ВНР (1970). Учился у Л. Вейнера и А. Шиклоша по классу композиции в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште (1922-27). Был коррепетитором (1927-29), затем дирижёром будапештского Гор. т-ра. Совершенствовался в композиции под рук. О. Респиги в Академии "Санта-Чечилия" в Риме (1929-31). Работал в Вене и Копенгагене (1933-35), писал музыку к австр. и дат. кинофильмам. Возвратившись в Венгрию, преподавал композицию в муз. уч-ще в Будапеште (1935-41), в консерватории в г. Клуж (Коложвар) (1941-44, профессор; с 1943 директор), в муз. уч-ще в Секешфехерваре (с 1946, с основания уч-ща был его директором). В 1948-70 профессор Высшей муз. школы им. Ф. Листа в Будапеште. Из числа его учеников известными композиторами стали Д. Куртаг, Э. Петрович, Ш. Соколаи, Ж. Дурко, А. Бозаи. Стиль Ф. формировался под влиянием венг. муз. фольклора, а также традиций итал. музыки. Эти воздействия особенно проявились в его кантатах — "Лирической" (1945) и "Cantus Pannonicus" (1959), в к-рых Ф. выразил свои мечты о мире. Ф. работает в разных муз. жанрах и владеет разносторонней техникой письма, в т. ч. додекафонией (применяет гл. обр. с сер. 50-х гг.). Не будучи новатором, он создал ряд произв., отличающихся свежестью и живостью муз. языка, ясностью формы; многие из них с успехом исполняются и за рубежом, в т. ч. концертино для арфы с оркестром, опера "Волшебный сундук" и оперетта "Чином Палко" ("Csнnom Palkу", на сюжет легенды о нар. мстителях, борцах за независимость Венгрии против австр. магнатов в нач. 18 в.; ставилась в СССР и в Болгарии под назв. "Орлиные перья", 1950; в ГДР — под назв. "Смелые сердца Венгрии"). Своей педагогич. и композиторской деятельностью, особенно после освобождения страны от фашизма, Ф. внёс большой вклад в муз. культуру Венгрии. Пр. им. Ф. Листа (1933), Кошута (1950), Эркеля (1960), Гердера (1978).

Сочинения: оперы — Волшебный сундук (А bьvцs szekrйny, 1942, Будапешт), Видроцки (Vidrуczki, радиопост. 1959; 1964, Сегед), Случай Ности-младшего и Мари Тот (комич., A Noszty fiъ esete Tуth Marival, 1971, Будапешт); оперетты — Чином Палко (Csнnom Falkу, 1950, Будапешт, пр. им. Кошута; 2-я ред. 1960, там же), Лес шумит (Zeng az erdц, Мишкольц, 1955), Школа зятьёв (Vцk iskolбja, 1958); зингшпиль Соловей (A fьlemьle, 1941); балеты — Трое бродяг (A hбrom csavargу, 1932; из музыки балета — сюита для малого орк.), Хитроумные студенты (Furfangos diбkok, 1949, Будапешт, сюита для орк., 1950); для солистов, хора и орк. — Историческая песнь Тиноди о сражении за крепость Эгер (Tinуdi histуriбja Eger vбrбnak viadalбrуl, 1952), Cantus Pannonicus (1959; пр. им. Эркеля, 1960), кантаты Слава Сигетвара (Szlgetvбr dicsйrete, 1966), Развёрнутые знамёна (Bontott zбszlуk, 1973), Стремления вождя (Aspirationes Principis, к 300-летию со дня рождения Ференца Ракоци, 1975), Жизнь поэта (Vita Poлtae, на тексты Януса Паннониуса и Лоренцо Медичи, 1978); для орк. — симфония, посв. 4 апр. 1945 (освобождение Венгрии; 1952), Праздничная увертюра (Ьnnepi nyitбny, 1969), дивертисмент (1930; пр. им. Ф. Листа, 1933), Карпатская рапсодия (Rhapsodia Carpathiana, 1940), Пентатоническая музыка для струн. орк. (1945), Додекафоническая музыка (1947), Мартовская сюита (Mбrciusi szvit, 1947), пьеса Скорбь и утешение (Gyбsz йs vigasz, 1965), симф. скерцо (Scherzo sinfonico, 1970), Партита в венг. духе (Partita all'Ungaresca, 1974); для инструмента с орк. — концертино для арфы (1937), концертино для фп. (1948; перелож. для клавесина и струн. орк., 1949), конц. симфониетта для фп. (1948), Serenata concertante для флейты и струнного орк. (1967); камерно-инстр. ансамбли — 3 сонатины для орк. и фп., соната для альта и влч., Румынские танцы из области Бихар для скр. (или альта, или флейты, или кларнета) и фп. (1950), Рондо-каприччо для скр. и фп. (1957), соната-фантазия для влч. и фп. (1963), пьеса для струн. трио или ансамбля гитар (1972), струн. квартет (1972), Старинные венг. танцы для дух. квинтета (1953), пьесы для фп.; хоры a cappella; песни и романсы для голоса с фп., музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Ujfalussy J., Farkas Ferenc, Bdpst, 1969; Contemporary Hungarian composers, Bdpst, 1974.

П. Ф. Вейс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me