Фельзенштейн В.

(Felsenstein) Вальтер (30 V 1901, Вена — 8 X 1975, Берлин) — оперный и драм. режиссёр, актёр. По национальности австриец. Работал в т-рах Германии: с 1923 актёр в Любеке и др. городах, с 1926 режиссёр в Бёйтене. Был также режиссёром в т-рах Базеля (1927-29), Фрейбурга (Брейсгау, 1929-32), Кёльна (1932-34), Франкфурта-на-Майне (1934-36, огромный успех имела пост. "Летучей мыши" И. Штрауса). Из-за преследований фашистов в 1938 был вынужден уехать в Цюрих (Швейцария, жил там до 1940), где поставил оперу "Саломея" Р. Штрауса (дир. Р. Штраус). В 1941 осуществил пост. опер "Фальстаф", "Тангейзер", "Свадьба Фигаро" в Ахене (дир. Г. Караян). С 1947 худ. рук. т-ра "Комише опер" в Берлине (ГДР). Поставил ряд произв. в оперных т-рах Зальцбурга, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне, Штутгарта, Милана, Праги, Москвы, Вены. Наиболее значит. пост.: "Орфей в аду" (1948), "Сказки Гофмана" (1958), "Рыцарь Синяя Борода" (1963) Оффенбаха, "Кармен" (1949), "Вольный стрелок" (1951), "Волшебная флейта" (1954); "Лисичка-плутовка" Яначека (1956), "Отелло" (1959, кинофильм 1969), "Травиата" (1960); "Севильский цирюльник" Паизиелло (1960), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1961), "Дон Жуан" (1966); "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1968). В 1959 и 1965 вместе с т-ром "Комише опер" посетил СССР, в 1969 поставил "Кармен" в Моск. муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Чл. (1951), вице-президент (1959) Нем. академии иск-в (Берлин), почётный доктор Берлинского ун-та им. Гумбольдта (1961), Пражского ун-та (1962). Нац. пр. ГДР (1950, 1951, 1956, 1960, 1970).

Ф. — один из крупнейших реформаторов нем. муз. т-ра. Требовал от актёров-певцов полной согласованности муз. интонации и сценич. поведения. Зачастую создавал свою сценич. обработку и новый перевод текста произв. Реалистич. реформаторские устремления Ф. близки принципам оперной режиссуры К. С. Станиславского. Среди наиболее известных учеников Ф. — режиссёры Г. Фридрих и И. Херц. Вместе с ними Ф. написал кн. "Музыкальный театр. Сообщения о методике и концепция спектакля" ("Musiktheater. Beitrдge zur Methodik und zu Inszenierungs-Konzeptionen", 1970). Автор ряда статей, в т. ч. "Знамя театра — честность и правда" (опубликована на рус. яз., "Советская музыка", 1971, No 7), кн. "Музыкальный театр" ("Musiktheater", 1961) и "Schriften zum Musiktheater" (1976). На рус. яз. издана книга В. Фельзенштейна и З. Мельхингера "Беседы о музыкальном театре" (пер. и примеч. С. Барского, предисл. М. Слуцкой, 1972, 2-е изд. 1977), в к-рую вошли отрывки из кн. "Musiktheater" и др. лит. соч. Ф.

Литература: Краузе Э., Вальтер Фельзенштейн и его театр, (пер. с нем.), "СМ", 1960, No 1; Сабинина М., В гостях у Фельзенштейна, там же, 1964, No 10; её же, Вальтер Фельзенштейн и его театр, "МЖ", 1965, No 10; Комише опер. (Гастроли в СССР), (буклет), М., 1965; Говорят деятели "Комише опер", "СМ", 1965, No 10; Кузнецова И., Утверждение правды, там же, 1966, No 2; Реблинг Э., Выдающееся достижение, (пер. с нем.), там же, 1969, No 4; Добрынина Е., "Кармен", как ее задумал автор, "МЖ", 1970, No 6; Орджоникидзе Г., Кто ты, прекрасная цыганка?, "СМ", 1970, No 7;Золотов A., "Кармен", "Театр", 1970, No 8; Рихтер С., Произведение нужно ставить в подлиннике, "СМ", 1970, No 11; Сокольский М., Две Кармен, там же, 1970, No 12; Moрозова Н., Оперная классика в ГДР, "Театр", 1972, No 5; Михайлов Л., Театры-побратимы, "МЖ", 1974, No 19; Die Komische Oper 1947-1954, (В., 1954); Friedrich G., Walter Felsenstein., Weg und Werk, В., 1961; Rаrker Сh., Studying with Felsenstein, "Opera", 1964, Bd 15, No 5; Wege zum Musiktheater, В., 1965; Коhl Сl., Krause Е., Felsenstein auf der Probe, В., 1971; Оttо H. G., Zwischen Bьhne und Film. Einige Anmerkungen zu Walter Felsensteins Opern-Farbfilmen, "Theater der Zeit", 1971, No 5; Kranz D., Gesprдche mit Felsenstein, В., 1976, 1978.

Ю. В. Крейнина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me