Фергюсон Х.

(Ferguson) Хоуард (р. 21 X 1908, Белфаст) — англ. композитор, пианист, музыковед. Учился у Р. О. Морриса (композиции) в Корол. муз. колледже (с 1922), брал уроки фп. игры у X. Сэмюэла в Лондоне. Выступал как пианист, гл. обр. в фп. дуэте с Д. Мэтьюсом (с 1939). К композиторской деятельности обратился в нач. 30-х гг. (соната No 1 для скрипки с фп., 1931; октет для дух. и струн. инструментов, 1933). Соч. Ф. преим. диатонич. склада, отличаются лиризмом, мастерством формы. В ряде произв. использовал ирл. нар. мелодии. В нек-рых из них ощутимо влияние поздних произв. И. Брамса (напр., в октете для духовых и струнных, в концерте для фп. и струн. оркестра). В 1948-63 преподавал композицию в Корол. академии музыки в Лондоне. Автор ряда статей о клавесинной музыке 17-18 вв., о Г. Пёрселле, о "Фицуильямской книге", о соч. для лютни И. С. Баха, о "Диференсиас" А. Кабесона и др. Был редактором произведений для клавесина Г. Пёрселла, Ф. д'Аженкура и др.; составил антологии франц., итал., нем. и англ. клавесинной музыки, а также сб. (совм. со своим учителем Моррисом) "Подготовительные упражнения по чтению партитур" ("Preparatory exercises in score-reading", L., 1931).

Сочинения: балет Петушок (Chauntecleer, 1948, не поставлен); кантаты Томная любовь (Amore langueo, 1956) и Видение Распятия (The Dream of the Rood, 1959); для орк. — партита (1936); серенада (1948; переложение октета для духовых и струнных), пьесы для камерного орк.; концерт для фп. и струн. орк. (1951); камерно-инстр. ансамбли — 2 сонаты для скр. и фп. (1931, 1946), пьесы для кларнета (1936) и флейты (1952)с фп.,октет для духовых и струнных (1933); для фп. — соната (1940), 5 багателей (1944) и др. пьесы, в т. ч. партита для 2 фп. (1936); 2 баллады для голоса с орк. (1932); Открытие (Discovery) для голоса с фп. (1951); обр. для голоса с фп.

Издания: Style and interpretation, v. 1-4, L., 1963-64; Early French keyboard music, v. 1-2, L., 1966; Early Italian keyboard music, v. 1-2, L., 1968; Early German keyboard music, v. 1-2, L., 1970; Early English keyboard music, v. 1-2, L., 1971.

Литература: Hull R., "What now?", в сб.: British music of our time, N. Y.-L., 1946; Sсhоtt H., Interpretation style: atribute to H. Ferguson, "Early music", 1979, v. 7, No 11, p. 70-75.

И. А. Слепнёв.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me