Фестивали

Музыкальные (англ. и франц. festival, от лат. festivus — весёлый, праздничный) — празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжеств. обстановке. Муз. Ф. различны по продолжительности (от неск. дней до полугода) и содержанию. Существуют Ф. монографические (посв. музыке одного композитора), тематические (посв. определённому жанру, эпохе или стилистич. направлению), исполнит. иск-ва и др. Ф. организуются гос. и местными властями, филармониями и муз. об-вами, в капиталистич. странах — также фирмами и частными лицами. Проводятся регулярно: ежегодно, раз в 2 года (бьеннале) или раз в 3-4 года, а также в связи с особо торжеств. событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся муз. традициями либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов (нек-рые Ф., напр. Международного общества современной музыки, организуются в городах разл. стран).

Муз. Ф. зародились в Великобритании (Лондон, 1709) и первоначально были связаны с церк. музыкой. Со 2-й пол. 18 в. проводились во мн. странах Центр. Европы, в т. ч. в Австрии (Вена, 1772), с нач. 19 в. — в Германии (Франкенхаузен, Тюрингия, 1810); в Америке первый муз. Ф. организован в 1869 (Вустер). Распространение получили междунар. муз. Ф. в 20 в., особенно с сер. 40-х гг. Наиболее крупные из них занимают важное место в совр. муз. жизни разл. стран, способствуют пропаганде муз. иск-ва, развитию культурных связей между народами. К участию в них привлекаются крупнейшие солисты, лучшие оперные, симф. и хор. коллективы, камерные ансамбли из разл. стран. Нередко в рамках Ф. проводятся междунар. муз. конкурсы. Вместе с тем нек-рые Ф. в бурж. странах остаются недоступными для широких кругов вследствие высоких цен на билеты и носят элитарный характер, иные Ф. проводятся гл. обр. в рекламных целях (для привлечения туристов).

Наиболее значит. междунар. муз. Ф.: Австрия — Зальцбургский (1920), "Венские фестивальные недели" (1951); Великобритания — Глайндборнский (1934) и Эдинбургский (театральный и музыкальный, 1947); Венгрия — "Будапештские муз. недели" (1956); ГДР — Генделевские Ф. в Галле (1952), "Берлинские муз. дни" (1957); Дания — Дат. корол. Ф. оперы и балета (1949); Италия — "Флорентийский муз. май" (1933), "Венецианский бьеннале" (совр. музыки, 1930), "Фестиваль двух миров" (Сполето, 1958); Нидерланды — Нидерландский Ф. в Амстердаме (1948); Польша — "Варшавская осень" (совр. музыки, 1954), "Познанская муз. весна" (1960); Румыния — Ф. им. Дж. Энеску в Бухаресте (1958); США — Ф. в Беркшире (камерной музыки, 1918), Рочестере (амер. музыки, 1931), Танглвуде (организован С. А. Кусевицким, 1935); ФРГ — Ф. в Байрёйте (1882), Донауэшингене (совр. музыки, 1946); Финляндия — "Неделя Сибелиуса" в Хельсинки (1951); Франция — Безансонский Ф. (1947), им. Касальса в Праде (1950), "Театра Наций" в Париже (1957); Чехословакия — "Пражская весна" (1946); Швейцария — "Междунар. фестивальная неделя" в Люцерне (1939); Югославия — "Дубровницкие летние игры" (театральный и музыкальный, 1950), "Охридское лето" (1961), "Загребский муз. бьеннале" (1961); Япония — Муз. Ф. в Осаке (1957). С 60-х гг. популярны Ф. эстр. иск-ва и песни, особенно в Европе.

В СССР первые муз. Ф. устраивались в 30-е гг. (Ленинград). Распространение получили с кон. 50-х гг. В 1957 организованы Всесоюзный Ф. драм. и муз. т-ров, Ф. сов. музыки Латвии, Литвы и Эстонии, "Закавказская весна". С 1962 проводится Всесоюзный Ф. совр. музыки в Горьком, с 1964 — ежегодные муз. Ф. "Московские звёзды" и "Русская зима" в Москве, "Белые ночи" в Ленинграде, а также муз. общесоюзные, респ. Ф. и др. В 1977 проведён первый Всесоюзный Ф. самодеят. художеств. творчества трудящихся, посвящённый 60-летию Окт. революции 1917 (см. Самодеятельность).

Всемирной федерацией демократич. молодёжи и Междунар. союзом студентов с 1947 периодически проводятся Междунар. Ф. демократич. молодёжи и студентов (позднее — Всемирные Ф. молодёжи и студентов). На этих Ф. организуются художеств. конкурсы, выставки, спортивные соревнования и др.

Литература: Левит С., Советская музыка в борьбе за мир, М., 1957; Sиvе Th. H. E., Les fкtes musicales en Allemagne. 1818-1864, Brux., 1864; Heckel K., Die Bьhnenfestspiele in Bayreuth, Lpz., 1891; Legge R. H. and Hansll W. E., Annals of the Norfolk and Norwich Triennal musical festivals, L., 1896; Dоflein E., Musikfeste und Musikfeststil, "Melos", 1927, Jahrg. 6, No 2; Tensсhert R., Die Salzburger Festspiele, "Die Musik", 1930, Jahrg. 22, H. 8; его же, Salzburg und seine Festspiele, W., 1947; Lorenz A., Die Festspiele in Bayreuth, "Die Musik", 1930, Jahrg. 22, H. 8; Mourey G., Le livre des fкtes franзaises, P., 1930; Соmbe E., Das Schweizer Festspiel, в сб.: Die Schweiz, hrsg. von P. Budry, Erlenbach-Z., 1932; Fisher W. A., Music festivals in the United States, (Boston, 1934); Соuсу G. M. de, German music festivals, В., 1934; Кerber E., Ewiges Theater. Salzburg und seine Festspiele, Mьnch., 1935; Stоll D., Music festivals of Europe, L., 1938; его же, Music festivals of the world. A guide to leading festivals of music, opera and ballet, L., 1963; Gavazzeni G., Le feste musicali, Mil., 1944; Howe A., De Wolfe M., The tale of Tanglewood, scene of the Berkshire, musioal festivals, N. Y., 1946; Morin R., The Worcester music festival. 1858-1946, Worchester, 1946; Andersson O., Finlandssvenska musikfester under 50 еr, Еbo, 1947; Refardt E., Das Schweizer Festspiel, "Musica Aeterna", 1948, Jahrg. 2; Jones S., The international musical Eisteddfod, "The Musical Times", 1948, Sept.; Mitchell D., Britische Musikfeste, "Musik der Zeit", 1952, H. 4; Вoyer N., Petite histoire des festivals de France, P., 1955; Кarbaum M., Studien zur Geschichte der Bayreuther Festspiele: 1876-1976. Regensburg, 1976; Chlopecki A., XVIII Poznanska wiosna muzyczny. Festiwal dla komposytorуw, "Ruch muzyczny", 1978,. No 12.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me