Фетис Ф. Ж.

(Fetis) Франсуа Жозеф (25 III 1784, Монс — 26 III 1871, Брюссель) — бельг. музыковед, муз. писатель и критик, композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Учился в Парижской консерватории у Л. Керубини и Ф. А. Буальдьё (композиция). В 1811-18 органист и преподаватель пения и гармонии в Бувине и Дуэ, с 1821 профессор композиции, с 1826 гл. библиотекарь Парижской консерватории. Одноврем. вёл науч. работу, выступал как муз. критик в парижской печати. В 1827 основал первый во Франции еженедельный муз. журн. "Revue musicale" (до 1833 его единств. редактор и осн. автор); публиковал статьи также в парижской муз. газ. "La Revue et gazette musicale de Paris" и др. С 1833 директор Брюссельской консерватории. Организовал в Париже (1832) и Брюсселе (1837) циклы историч. концертов, к-рые сопровождал спец. лекциями. Одноврем. был руководителем Корол. капеллы в Брюсселе. Собрал ценную муз. б-ку и коллекцию муз. инструментов, к-рые после его смерти были приобретены правительством Бельгии. Глава белы. и франц. музыковедч. школы сер. 19 в., Ф. — один из основоположников сравнит. и историч. музыковедения. Его труды (при недостаточной достоверности нек-рых сведений и консервативности отд. концепций) сыграли выдающуюся роль в систематизации муз.-историч. и теоретич. знаний того времени. Одним из первых во Франции ввёл понятие муз. эстетики, к-рую считал истинной философией музыки (программная статья "О философии и поэтике музыки", 1828); впервые поставил ряд важных муз. эстетич. и теоретич. проблем. Нек-рые философско-эстетич. положения Ф. (несмотря на их идеалистич. характер) имели прогрессивное значение; утверждал (вопреки распространённому в то время мнению), что сочинения выдающихся композиторов прошлого сохраняют художеств. ценность и могут применяться в совр. муз. практике; считал, что иск-во не прогрессирует а преобразуется и что новейшая музыка не может служить эталоном для оценки музыки минувших эпох. Свой эстетич. идеал Ф. находил в иск-ве прошлого, рассматривая развитие музыки как имманентный процесс смены разл. принципов оформления звукового материала. Ценность представляет его труд по истории гармонич. систем. Ф. высказал передовые для его времени идеи о подчинении всех гармони. явлений закону тяготений тонов, установил 4 фазы в истории развития гармонии — унитональность, транзитональность, плюритональность и омнитональность. Ф. принадлежат также многочисл. учебники и уч. пособия по разл. отраслям муз. теории и муз. исполнительства, капитальные труды в области лексикографии и истории музыки, в т. ч. 8-томная работа "Всеобщая биография музыкантов и библиографический музыкальный словарь" (1835-44, 2-е изд. 1860-1865), к-рая принесла Ф. мировую известность (по охвату материала не имела равных в истории муз. лексикографии), и 5-томная "Всеобщая история музыки" (до 15 в.), сохраняющая источниковедч. ценность (несмотря на архаичность позиций автора). Знаток нар. музыки и муз. культур внеевроп. цивилизаций, Ф. своим очерком "За новый метод классификации человеческих рас по их музыкальным системам" (предисловие к исследованию антрополога Бока, 1867) заложил основы совр. этномузыкологии. Основоположник муз. критики во Франции, Ф. первым придал ей проф. характер (статьи, рецензии, очерки о событиях муз. жизни и др.). Сыграл важную роль как популяризатор муз. иск-ва. Его кн. "Музыка, понятная для всех" (1830) переведена на мн. языки, в т. я. на рус. яз. Однако как муз. критик Ф. был консервативен — отстаивая классич. традиции, он не принимал новаторства композиторов и исполнителей романтич. направления (Г. Берлиоз считал Ф. своим идейным противником).

Сочинения: 4 комич. оперы (1820-32); для орк. — симфонии (1862, 1863,), конц. увертюра (1854); для инструмента с орк. — симф. фантазия для органа (1866), концерт для флейты (1869); камерно-инстр. ансамбли — струн. квинтеты (1860, 1862, 1863), струн. квартет с фп. в 4 руки (1819); пьесы для фп. и органа; культовые хор. произв.; песни, вокализы.

Литературные сочинения: Mйthode йlйmentaire et abrйgйe d'harmonie et d'accompagnement, P., 1823; Traitй du contrepoint et de la fugue, P., 1824; Solfиges progressifs..., P., 1827; Sur la philosophie et sur la poйtique de la musique, "Revue musicale", 1828, t. 3, p. 409-16, 509-16 (рус. пер. — О философии и поэтике музыки, пер. E. P. Бронфин, в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX века, М., 1974, с. 98-111); Traitй de l'accompagnement de la partition sur le piano ou l'orgue, P., 1829; La musique mise а la portйe de tout le monde, P., 1830 (рус. пер. — Музыка, понятная для всех, или Краткое изложение всего нужного, чтоб судить и говорить об искусстве сём, не учившись оному, СПБ, 1833); Biographie universelle des musiciens et bibliographie gйnйrale de la musique, v. 1-8, Brux., 1835-44, P., 1860-65, новое изд. v. 1-10, Brux., 1963; Mйthode des mйthodes de chant, P., 1862; Manuel des principes de musique, P., 1837; Mйthode des mйthodes de piano (совм. с И. Мошелесом), Р., 1840; Esquisse de l'histoire de l'harmonie..., P., 1840; Mйthode йlementaire de plain-chant..., P., 1843; Traitй complet de la thйorie et de la pratique de l'harmonie, P., 1844; Notice biographique sur Nicolo Paganini, P., 1851; Antoine Stradivari, P., 1856; Histoire gйnйrale de la musique, depuis les temps les plus anciens jusqu'а nos jours, v. 1-5, P., 1869-76 (доведена до 15 в.).

Сын P. — Эдyaр Луи Франсуа Ф. (16 V 1812, Бувинь, близ г. Динан — 31 I 1909, Брюссель) — бельг. муз. и художеств. критик, редактор. В юности помогал отцу, участвуя в редактировании журн. "Revue musicale", в 1833-35 вёл журнал самостоятельно. С 1836 старший библиотекарь Корол. б-ки Бельгии, хранитель Отдела печати, позднее — чл. Корол. академии в Брюсселе. Одноврем. редактор муз. отдела, затем отдела иск-в в газ. "Indйpendance Belge". Профессор Академии изящных иск-в (курс эстетики). Издал 5-й том "Всеобщей истории музыки" ("Histoire gйnйrale de la musique", 1876) P. Фетиса и составил "Систематический каталог" ценной б-ки отца, приобретённой бельг. правительством ("Catalogue de la bibliothиque de F. J. Fйtis", 1877).

Сочинения: Lйgende de Saint Hubert, prйcйdйe d'une prйface bibliographique et d'une introduction historique, Brux., 1847; Description des richesses artistiques de Bruxelles, Brux., 1847; Les musiciens belges, v. 1-2, Brux., 1849; Les artistes belges а l'йtranger, v. 1-2, Brux., 1857-65.

Литература: Ларош Г., Фетис-отец как музыкальный историк, "Музыкальный листок", 1876, No 5-6, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, СПБ, 1894; Бронфин Е., Мысль о музыке во Франции XIX в. (вступ. ст.), в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX в., М., 1974, с. 11-12, 96-98; Ambrоs A. W., Fйtis, в его кн.: Bunte Blдtter, Lpz., 1872; Gevaert Fr. A., Discours prononcй а l'occasion du 100 anniversaire de la naissance de Fr. J. Fйtis, Gent, 1884; Chevallier L., Les thйories harmoniques, P., 1925 (рус. пер.: Шевалье Л., История учений о гармонии, М., 1932, с. 147-49); Gurlitt W., Fr. J. Fйtis und seine Rolle in der Musikwissenschaft, в изд.: Kongress-Bericht, Lьttich, 1930; Prod'homme J.-G., Fйtis, bibliothйcaire du conservatoire, "La Revue Musicale", 1931, annйe 12, No 116; Haraszti E., Fйtis, fondateur de la musicologie comparйe, "Acta Musicologica", 1932, v. 4, fasc. 3; Wangermйe R., Franзois-Joseph Fйtis, musicologue et compositeur, Brux., 1951; Fr. J. Fйtis et la vie musicale du son temps 1784-1871, Brux., 1972.

E. P. Бронфин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me