Флехтенмахер А.

(Flechtenmacher) Александру (23 XII 1823 (4 I 1824), Яссы — 28 I (9 II) 1898, Бухарест) — рум. композитор, дирижёр, педагог. В 1837-40 обучался игре на скрипке у Й. Бёма и Й. Майзедера в Вене, в 1847-48 совершенствовался в Париже. В 1834-37 и 1842-43 скрипач частных оперных трупп в Яссах. Дирижировал оркестрами Нац. т-ров в Яссах (1844-52), Бухаресте (1852-53, 1858-79), Крайове (1853-58). Концертировал как скрипач (в 1847 в России). С 1860 занимался педагогич. деятельностью; с открытием Бухарестской консерватории стал её первым директором (1864-69) и профессором по классу скрипки (1864-95). Один из основоположников рум. композиторской школы, Ф. создал первые значит. рум. муз.-сценич., орк., хоровые и вок. произв., получившие большую известность в Румынии. В его музыке ясно ощущаются фольклорные истоки, композитор использует подлинные нар. мелодии, чаще — лэутарские. Своим творчеством Ф. живо откликался на революц. и патриотич. движения в Румынии. Широкое распространение получили его хор. и сольные песни, в т. ч. написанные во время революц. событий 1848 — "Священный день свободы", "Одиннадцатое июня", баллада "Мать Штефана Великого", в период борьбы за объединение Валахии и Молдовы (50-е гг.) — "Хора объединения", "Вставай, румын", в годы подъёма рабочего движения — "Рабочая хора" (1893), ставшая гимном рум. пролетариата. В своих сценич. соч. Ф. также нередко обращался к патриотич.-освободит. тематике (опера "Девушка из Козии", 1870, историч. мелодрама "Крепость Нямц"). Написанная им в 1848 первая рум. оперетта "Баба-Яга" имела большой резонанс благодаря не только живой, национально окрашенной музыке, но и социально заострённому сюжету.

Сочинения: опера — Девушка из Козии (Fata de la Cozia, 1870); оперетты — Баба-Яга (Baba Hоrca, 1848, Нац. т-р, Яссы), Новолуние (Crai nou); музыка к водевилям — Чинел-Чинел, Пэкалэ и Тындалэ, Крестьянская свадьба (Nunta taraneasca), Яссы во время карнавала (Jasii оn carnaval), Иоргу из Садагуры (Jorgu de la Sadagura), Медведи белый и чёрный (Ursul alb si ursul negru), Флорин и Флорика, Милло-директор (Millo-director), Госпожа Кирица в Яссах (Coana Chirita оn Jasi), Янку Жиану, гайдуцкий капитан (Jancu Jianu, capitan de haiduci), Русалии (Rusaliile) и др., мелодрама Крепость Нямц (Сеtatea Neamtului), сценич. канцонетты на стихи В. Александри, в т. ч. Варбу Лэутару (Barbu Lautarul); для орк. — увертюра Молдова (1847); камерно-инстр. соч., хор. и сольные песни, обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям.

Литература: Cosma О. L., Opera romоneasca, t. 1, Buс., 1962, p. 37-71; Oana-Pop R., Alexandru Flechtenmacher. Viata оn imagini, Bue, 1964; Vanсea Z., A. Flechtenmacher, в его кн,: Creatia muzicala romaneasca sec, XIX-XX, t. 1, Buс., 1968 (рус. пер. статьи — Ванча З., Александру Флехтенмахер, в сб.: Страницы истории румынской музыки, сост. Р. Лейтес, М., 1979); Dolinescu E., Muzica populara оn preocuparile lui Alexandra Flechtenmacher, "Revista de etnografie si folclor", 1968, t. 13, No 5.

Р. Э. Лейтес.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me