Флеш К.

(Flesch) Карой (Карл) (9 X 1873, Визельбург, ныне Мошонмадьяровар, Венгрия — 14 XI 1944, Люцерн) — венг. скрипач, педагог, теоретик скрипичного иск-ва. Учился игре на скрипке в Вене у А. Бака, Й. Максинчака, а также у Я. Грюна (в консерватории, с 1883), в Париже у Э. Созе и М. П. Ж. Марсика (в консерватории, 1890-94), получил 1-е пр. студенч. конкурсов в этих городах.

С 1897 до конца жизни преподавал скр. игру. Дебютировал как солист в Вене (1895), затем с успехом выступал в Берлине (1896). Выступал как солист с симф. оркестрами Амстердама (1903; в 1904 дал 3 концерта, исполнив произв. классич., романтич.-виртуозного и совр. стилей), Парижа (1910), Лондона (1911). В Берлине (1905) осуществил цикл историч. концертов, сыграв за 5 конц. вечеров более 60 произв. 48 композиторов разл. эпох и стилей, включил в программу также полный цикл сонат и партит И. С. Баха для скрипки соло. Всеобщего признания достиг в 1910-14, гастролируя во мн. странах Европы, в России (1911) и США (1914). Концертировал и как ансамблист — участвовал в сонатных вечерах с пианистами А. Шнабелем, К. Фридбергом и Б. Эйснером; играл в трио с Шнабелем, Фридбергом (фп.), виолончелистами X.. Беккером, Ж. Жерарди, Ф. Салмондом и Г. П. Пятигорским; был рук. "Струнного квартета королевы" в Румынии (1897-1902). Исполнение Ф. характеризовалось совершенством техники, богатым оттенками тембром звучания, глубиной трактовки. Завоевал известность как педагог. Преподавал в консерваториях в Бухаресте (1897-1902) и Амстердаме (1903-08 и 1939-40), в Высшейшколе музыки в Берлине (1921-22), в Ин-те Кёртис в Филадельфии (1924-28), в Баден-Бадене (1928-34), в Корол. муз. колледже в Лондоне (1934-39) и на курсах мастерства в Люцерне (1943-44). Среди учеников Ф. — А. Муди, М. Росталь, Ш. Гольдберг, И. Гендель, Ж. Невё, Р. Однопосов, Г. Шеринг, Б. Гимпель, И. Хасид. Ф. был чл. жюри ряда междунар. конкурсов скрипачей, в т. ч. конкурса им. Э. Изаи (Брюссель, 1937). Инструктивные труды Ф. посв. скр. технике; он считал, что в её основе лежат элементарные игровые движения. Отд. проблемы повседневной работы скрипача рассмотрены Ф. в работах: "Как надо заниматься" ("Wie soll man ьben", 1928; не опубликована) и "Высшая школа скрипичной аппликатуры" (1940). В 2-томном труде Ф. "Искусство скрипичной игры" обобщены разл. вопросы методики обучения скрипачей (переведён на англ., итал., польский, рус. яз.). В своих инструктивных работах Ф. проявляет критич. отношение к традиц. скр. методике, даёт анализ практич. педагогич. советов др. авторов (выделяет прогрессивную роль франко-бельг. и рус. скр. школ — Ж. Л. Массара, М. П. Ж. Марсика, Л. Ауэра). Ф. утверждал, что путь к технич. и художеств. совершенству — в полной осознанности всего исполнит. процесса. Ф. принадлежат редакции многих скр. произв., в т. ч. сонат и партит И. С. Баха, каприсов Н. Паганини, а также сонат Л. Бетховена (совм. с А. Шнабелем), транскрипции для скрипки с фп., 6 арий Г. Ф. Генделя (совм. с венг. пианистом Б. Эйснером). Написал мемуары "Воспоминания скрипача", в к-рых на основе критич. анализа игры мн. выдающихся скрипачей нач. 20 в. наметил гл. стилистич. тенденции совр. скр. исполнительства.

Сочинения: Urstudien fьr Violine, В., 1911 (рус. пер. Основные упражнения для скрипки, пер. И. Сафонова, М., 1937); Etьdensammlung lur Violine, Bd 1-3, Cph., 1921.

Литературные сочинения: Die Kunst des Violinspiels, Bd 1-2, В., 1923-1928 (рус. пер.- Искусство скрипичной игры, т. 1. Вступ. ст., коммент. и доп. К. А. Фортунатова, М., 1964); доп. Das Skalensystem, В., 1926 (рус. пер.- Гаммы и арпеджии..., М., 1937, 1971); Das Klangproblem im Geigenspiel, B., 1931; The memoirs of Carl Flesh, ed. by H. Keller, L., 1957, то же на нем. яз., по оригинальной рукоп.: Erinnerungen eines Geigers, hrsg. von С. F. Flesch, Freiburg i. Br.-Z., 1960, 1961 (рус. пер. фрагмента — Воспоминания скрипача, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 8, М., 1977; Die hohe Schule des Violin-Fingersatzes (рукоп. 1940, впервые издана на итал. яз. — Alta scuola di diteggiatura violinista, ed. por A. Curci, Mil., 1960; на англ. яз.- Violin fingering. Its theory and practice, ed. by B. Schwarz, L.- N. Y., 1966).

Литература: Фортунатов К., Карл Флеш и его труд "Искусство скрипичной игры" (вступ. ст. и коммент.), в кн.: Флеш К., Искусство скрипичной игры, т. 1, М., 1964; Brederode W., Carl Flesch, Haarlem, 1938; Eaton S., Two great violin teachers: Flesch and Dounis, "The Score", 1955, No 11; Heydebrand Chr. von, C. Flesch als Lehrer, "SMz", 1963, Bd 103; Hartnack J. W., GroЯe Geiger unserer Zeit, Mьnch., 1967.

К. А. Фортунатов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me