Фоглер Г. Й.

(Vogler) Георг Йозеф (15 VI 1749, близ Вюрцбурга — 6 V 1814, Дармштадт) — нем. муз. теоретик, композитор, органист, педагог. Аббат. Его отец был инстр. мастером и придв. скрипачом. Ф. изучал теологию и право в Вюрцбурге и Бамберге. С 1771 жил в Мангейме. Брал уроки музыки в Болонье у Дж. Б. Мартини и в Падуе у Ф.А. Валлотти (1773-75). С 1772 придв. капеллан курфюрста Карла Теодора в Мангейме, в 1775-77 также придв. капельмейстер. В 1776 основал в Мангейме муз. школу, к-рая во многом стала прообразом совр. муз. школ и консерваторий. Позже был капельмейстером в Мюнхене (с 1784) и Стокгольме (1786- 1805), где создал муз. школу для орк. музыкантов, организовал симф., хор. и орг. концерты, читал лекции по теории музыки и муз. анализу, издал ряд учебных пособий по музыке на швед. яз. С 1807 капельмейстер в Дармштадте; здесь у него учились К. М. Вебер и Дж. Мейербер. Был известен как исполнитель-импровизатор на органе и "оркестрионе Кунца" (переносном органе); концертировал во мн. странах Европы (в т. ч. в России, 1788) и Африки. По мастерству импровизации Ф. сравнивали с Л. Бетховеном. Занимался усовершенствованием органа, пытаясь упростить его конструкцию, однако эти нововведения широкого практич. применения не получили. Автор муз.-теоретич. трудов, Ф. был одним из родоначальников сравнительного музыкознания, мастером муз. анализа. Опубликовал работы, в к-рых подробно анализировал разл. муз. соч. Его деятельность способствовала возрождению интереса к творчеству Палестрины, развитию нем. муз. драмы. Эстетич. идеи P., а также техника инструментовки и гармонизации были восприняты музыкантами-романтиками. Выступал против учения о контрапункте И. И. Фукса и И. Ф. Кирнбергера, утверждая, что исходить надо но от мелодии, а от гармонии. Исполнение по генерал-басу с листа считал несовременным, требуя от композитора полной записи гармонии. Заслугой Ф.-педагога было преодоление ряда предрассудков и устаревших правил в педагогич. практике. Из муз. соч. Ф. современники ценили только церк. музыку, хотя он оставил многочиел произв. разл. жанров (онеры, симфонии, увертюры, соч. для камерных инстр. составов, для фп., органа).

Сочинения: Tonwissenschaft und Tonsetzkunst, Mannheim, 1776, Hildesheim, 1970; Stimmbildungskunst, Mannheim, 1776; Grьnde der Kurpfalzischen Tonschule, Mannheim, 1778; Betrachtungen der Mannheimer Tonschule, Bd 1-3, Mannheim, 1778-81, Hildesheim, 1971; Clavйr-Schola, Stockh., 1798; Organist-Schola, v. 1-2, Stockh., 1798-99; Choralsystem, Stockh., 1800; Data zur Akustik, Lpz., 1801; Handbuch zur Harmonielehre und fьr den Generalbab, Prag, 1802; Grьndliche Anleitung zur Ciavier-Stimmen, Stuttg., 1807; System fьr den Fьgenbau, Darmstadt, 1811.

Литература: Rasquй E., Abt Vogler als Tonkьnstler, Lehrer und Priester, Darmstadt, 1884; Sсhafhдutl K. E. v., Abt G. J. Vogler, Augsburg, 1888 (с указателем сочинений); Simon J., Abt Voglers kompositorisches Wirken mit besonderer Berьcksichtigung der romantischen Momente, В., 1904; Rurr E., Abbй Vogler als Mensch, Musiker und Orgelbautheoretiker, Augsburg, 1922; Schweiger H., Abbй Vogler's Symplifikationssystem und seine akustischen Studien, "Kirchenmusikalisches Jahrbuch", 1934, Jahrg. 29; его же, Abbй G. J. Vogler's Orgellehre, W., 1938 (с библиографией теоретич. трудов Ф.); Moser H. J., Orgelromantik, Ludwigsburg, 1961; Hamann H. W., Abbй Vogler's Simplifikationssystem im Urteil der Zeitgenossen, "Musik und Kirche", 1963, Bd 33, No 1; Ritzel Fr., Die Entwicklung der "Sonatenform" im musiktheoretischen Schrifttum des 18. und 19. Jahrhunderts, Wiesbaden, 1968; Huber M., Abbй Vogler, der Phantast auf dem Orgel, "Musik und Gottesdienst", 1969, Bd 23, No 2.

Ю. В. Крейнина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me