Фрид Г. С.

Григорий Самуилович (р. 9 (22) IХ 1915, Петроград) — сов. композитор. Чл. КПСС с 1944. В 1939 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина (ранее занимался у Г. И. Литинского), в 1948 — аспирантуру (рук. Шебалин). Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. В 1936-39 преподаватель муз.-теоретич. предметов в Нац. студии при Моск. консерватории, в 1947-61 — композиции в Муз. уч-ще при Моск. консерватории. Ф. — один из создателей Моск. молодёжного муз. клуба при Всесоюзном доме композиторов (1965; бессменный пред. совета клуба).

Интерес к внутр. миру человека, его духовной жизни определил тяготение композитора к камерности, психологич. углублённости высказывания, а также выбор тем (размышления о жизни, о трагическом в мире, о прекрасном, возвышенном), жанров и исполнит. составов произв. Для стиля Ф. характерны естественность и лаконизм лирич. интонации, выразительный тематизм, использование совр. средств выразительности и техники письма. Наиболее полно стилистич. черты его зрелого творчества представлены в монооперах "Дневник Анны Франк", "Письма Ван-Гога" и в вок.-симф. цикле "Федерико Гарсиа Лорка — Поэзия". Занимается также живописью.

Сочинения: монооперы — Дневник Анны Франк (собств. либр., для сопрано и камерного орк., 1969), Письма Ван-Гога (собств. либр., для баритона и камерного ансамбля, 1975); кантата Земля моя (1961), вок.-хор. цикл Радуга (сл. С. З. Галкина, 1963); для орк. — 3 симфонии (1939; Лирическая, 1955; для струн. орк., 1964), симф. сюиты Северное сказание (1946), Календарь природы (1947), Круглый год (1951), симф. поэма На берегах Чепцы (памяти В. Г. Короленко, 1959), симф. картины Заре навстречу (рассказы о революц. прошлом, 1960); концерт для орк. (1968); для инструмента с орк. — концерт для альта (1967), концерт для тромбона (1968), конц. фантазия для скр. (1955); для орк. рус. нар. инструнентов — симфония (1950), сюиты Белорусская (1943), Сказы (по мотивам П. П. Бажова, 1948), Русская (1951), Лес шумит (по Короленко, 1961), Незатейливые пьесы (1963), 4 орк. картины (1970); камерно-инстр. ансамбли — 3 сонаты (1946, 1964, 1968), дивертисмент для скр. и фп. (1959), соната для альта и фп. (1971), 2 сонаты для влч. и фп. (1951, 1957), 2 сонаты для кларнета и фп. (1966, 1971), соната для гобоя и фп. (1971), соната для 3 кларнетов (1974), 5 струн. квартетов (1936, 1947, 1949, 1958, 1977), 6 пьес для струн. квартета (1972); для фп. — Инвенции (1962), Венгерский альбом (14 пьес, 1966), сонатина (1971), 2 сонаты (1973, 1974); хoры a cappella — 4 хора (1952), Перед бурей (1956); для голоса с орк. — вок.-симф. цикл Прогулка по Москве (сл. О. И. Высотской, для сопрано, баса и симф. орк., 1953), вок.-инстр. цикл Федерико Гарсиа Лорка — Поэзия (для сопрано, тенора, фп., кларнета, влч. и ударных, 1973); для голоса с фп. — романсы на сл. А. С. Пушкина (1949), Сонеты У. Шекспира (1959) и др.; музыка к радиопостановкам (св. 30), в т.ч. Хозяйка Медной горы (1948), Королевство кривых зеркал (1953), Пляшущие человечки (1970); музыка к спектаклям драм. т-ра (ок. 25), в т.ч. Таланты и поклонники (1968, Т-р им. Маяковского), Лес (1974, Малый т-р), Мамуре (1978, там же); музыка для детей, музыка к кинофильмам.

В. Б. Григорович.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me