Гаджибеков У. А. Г.

Узеир Аодул Гусейн оглы (5(17) IX 1885, с. Агджабеди, близ Шуши — 23 XI 1948, Баку) — сов. композитор, музыковед, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1938). Академик АН Азерб. ССР (1945). Чл. КПСС с 1938. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Основоположник современного проф. муз. искусства Азербайджана. Учился в Горийской учительской семинарии (1899-1904), занимался на частных курсах при Моск. филармонич. обществе (1911-12), в Петерб. консерватории (1914). В дореволюц. годы выступал в печати с критикой реакционных обществ. и семейно-бытовых устоев Азербайджана.В 1908 в Баку была исполнена опера Г. "Лейли и Меджнун" по одноим. поэме Физули. Это произв. положило начало жанру мугамной оперы, сочетающей в себе нотную запись музыки (хоры, танцы) с сольной вок. импровизацией — мугамом на основе указанного композитором текста. Г. создал ещё 5 мугамных опер. Все они воспевали силу и красоту человеческого чувства и были проникнуты освободительными идеями ("Шейх Сенан", 1909; "Рустам и Зохраб", 1910, и др.). Быт и нравы дореволюц. Азербайджана получили отражение в муз. комедиях Г.- "Муж и жена" (1909), "Не та, так эта" (1910) и широко популярной "Аршин мал алан" (1913). Либретто мугамных опер и муз. комедий Г. писал сам. В 1908 под руководством Г. была создана в Баку первая нац. оперная труппа.

Гаджибеков У. А. Г.

После Великой Oкт. социалистич революции широко развернулась муз.-обществ. деятельность Г. Композитор способствовал развитию в республике муз. образования, организовал азерб. муз. школу (1922), при к-рой создал отделение нар. инструментов. В 1938-48 возглавлял Азерб. консерваторию (с 1949 его имени), где ввел курс основ азерб. нар. музыки. Г. был организатором исполнительских коллективов — первого многоголосного азерб. хора (1926), оркестра нар. инструментов (1931), Гос. хора (1936). В 1927 вышел в свет первый сб. азерб. нар. песен, составленный Г. совм. с М. Магомаевым. В кон. 20 — нач. 30-х гг. Г. создал первые азерб. массовые песни, камерные инстр. произв., кантаты, произв. для оркестра нар. инструментов. Вершиной творчества Г. явилась опера "Кёр-оглы" (1937, Азерб. т-р оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1941) — классический образец азерб. сов. оперы. Это — героикоэпич. произв. о крестьянском восстании на рубеже 17-18 вв. Для оперы характерно единство азерб. нар. интонационно-образного строя и классич. средств муз. выразительности. Основу муз. драматургии "Кёр-оглы" составляют монументальные хор. сцены.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 Г. написал ряд патриотич. песен ("В добрый путь", "Сестра милосердия" и др.), кантату "Родина и фронт" и романсы-газели на стихи Низами — "Сэнзиз" ("Без тебя"), "Севгили джанан" ("Возлюбленная"). Тогда же Г. завершил работу над теоретич. исследованием "Основы азербайджанской народной музыки" (Баку, 1945) В последние годы жизни композитор работал над оперой "Фируза". Автор музыки Гимна Азерб. ССР (1944), Памяти Г. посвящена поэма для унисона скрипок, виолончели и 2 фп. — "Посвящение Узеиру Гадшибекову" Амирова (1949). В г. Шуше в доме, где провел детские и юношеские годы композитор, открыт Дом-музей У. Гаджибекова (1959). Сочинения Г.- т. 1-3 (Баку, 1964-68).

Сочинения: оперы — Лейли и Меджнун (1908), Шейх Сенан (1909), Рустам и Зохраб (1910), Асли и Керем (1912), Шах Аббас и Хуршидбану (1912), Гарун и Лейла (1915), Кёр-оглы (1937, Азерб. т-р оперы и балета, Баку), муз. комедии — Муж и жена (1909), Не та, так эта (1910), Аршин мал алан (1913); кантаты — Памяти Физули (1934), Родина и фронт (1942); для оpк. — увертюры, в т.ч. Джанги (Боевая, 1942); для орк. Азерб. Нар. инструментов — сюита На хлопковых полях, фантазии — В ладе Чаргях (1932), В ладе Шур (1932); для скрипки, виолончели и фп. — В стиле ашугской (1932); для фп. — сонатина, романсы-газели на стихи Низами — Сэнзиз (Без тебя, 1941), Севгили джанан (Возлюбленная, 1944), ария Фирузы из оперы Фируза, песни, обработки нар. песен и др.

Литературные сочинения: Музыкально-просветительные задачи Азербайджана, "Искусство", (Баку), 1921, No 1; От "Лейли и Меджнун" до "Кёроглы", в сб. Искусство азербайджанского народа, M.- Л., 1938; О народности в музыке, "Народное творчество", 1939, No 4; Пути советской оперы, "СМ", 1939, No 5, Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1957; О музыкальном искусстве Азербайджана, Баку, 1966, и др.

Литература: Виноградов В., Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, M., 1938; его же, Узеир Гаджибеков, M.- Л., 1947; Касимов К., Узеир Гаджибеков, Баку, 1945; Коpев С., Узеир Гаджибеков и его оперы, M., 1952; Агаева X., Узеир Гаджибеков, Баку, 1955; Аббасов А., Узеир Гаджибеков и его опера "Кероглы", Баку, 1956; Абасова Э., Опера "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибекова, Баку, 1960; ее же, Тематизм народных сцен в опере "Кероглы", "СМ", 1960, No 9; ее же, Оперы и музыкальные комедии Узеира Гаджибекова, Баку, 1961; ее же, опера "Кероглы" Узеира Гаджибекова, Баку, 1965; Городинский В., "Кероглы", в его кн. Избранные статьи, M., 1963; Meликов X., Особенности стиля и драматургии муз. комедий Узеира Гаджибекова, Баку, 1963.

Э. Абасова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me