Галеви Ж. Ф.

Правильнее Алеви (Halйvy), Жак Франсуа Фроманталь Эли (наст. имя и фам. — Элиас Леви, Lйvy) (27 V 1799, Париж — 17 III 1862, Ницца) — франц. композитор. Чл. Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных иск-в (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерваторию (занимался у А. Бертона и Л. Керубини), получив Рим. пр. (за кантату "Эрминия"). 3 года провёл в Италии. С 1816 преподавал в Парижской консерватории (с 1827 профессор). Среди его учеников — Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Ф. Э. М. Базен, Ш. Дювернуа, В. Массе, Э. Готье. Одновременно был аккомпаниатором (с 1827), хормейстером (1830-45) "Театра Итальен" в Париже. Как композитор не сразу завоевал признание. Его ранние оперы — "Цыгане" ("Les Bohйmiens"), "Пигмалион", "Два павильона" ("Les deux pavillons") не были исполнены. Первое произв. Г., поставленное на сцене, — комич. опера "Ремесленник" ("L'artisan", 1827). Успех композитору принесли: опера "Клари" (1829), балет "Манон Леско" (1830). Подлинное признание и мировую известность приобрел Г. оперой "Жидовка" ("Дочь кардинала", "La Juive", либр. Э. Скриба, 1835, т-р "Гранд-Опера").

Г.- один из ярких представителей большой оперы. Для его стиля характерны монументальность, красочность, сочетание драматизма с внешней декоративностью, нагромождение сценич. эффектов. Многие произв. Г. написаны па историч. сюжеты. Лучшие из них посв. теме борьбы против нац. угнетения, но эта тема трактуется с позиций буржуазно-либерального гуманизма. Таковы: "Королева Кипра" ("Царица Кипрская" — "La Reine de Chypre", 1841, т-р "Гранд-Опера"), повествующая о борьбе жителей Кипра против венецианского владычества, "Карл VI" (1843, там же) о сопротивлении франц. народа поработителям-англичанам, "Жидовка" — драм. рассказ (с чертами мелодрамы) о преследовании евреев инквизицией. Музыка "Жидовки" отличается яркой эмоциональностью, ее выразительная мелодика основана на интонациях франц. романса.

Сочинения: оперы (cв. 30), в т.ч. Молния (L'Йclair, 1835, т-р "Опера комик", Париж), Шериф (1839, там же), Суконщик (Le Drapier, 1840, там же), Гитарист (Guitarrero, 1841, там же), Мушкетёры королевы (Les Mousquetaires de la reine, 1846, там же), Пиковая дама (La Dame de Pique, 1850, там же, отчасти использован сюжет А. С. Пушкина), Богач (Le Nabab, 1853, там же), Волшебница (La magicienne, 1858, там же); балеты — Манон Леско (1830, т-р "Гранд-Опера", Париж), Йелла (Yella, 1830, не пост.), музыка к трагедии Эсхила "Прометей" (Promethйe enchainй, 1849); романсы; песни; муж хоры; фп. Пьесы; культовые произв.; учебник сольфеджио (Leзons de lecture musicale, R., 1857) и др.

Литературные сочинения: Souvenirs et portraits, P., 1861; Derniers souvenirs et portraits, R., 1863

Литература: Halйvy L., F. Halйvy, sa vie et ses oeuvres..., R., 1863, Monnais E., Halйvy, R., 1863, Rougin A., Fr Halйvy йcrivain, R., 1865.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me