Ганская музыка

При наличии общенац. традиций музыка многочисл. народностей Ганы, говорящих на языках фанти, аким, аквапим, дагомба, мампруси и др., имеет свою специфику и выполняет разл. функции в быту. Напр., у народов конкомба, дагбани, адангме одним из осн. элементов свадебной церемонии является музыка, у акан и ряда др. народов этой традиции нет; в сев. р-нах страны коллективный труд, как правило, сопровождается музыкой, у народов ашанти нет такого обычая. У конкомба есть песни косьбы и гребли, но нет песен молотьбы, в то время как у народов кассена-нанкани и буилса имеются песни молотьбы, но нет песен др. видов труда. В муз. практике нек-рых народов Ганы существуют песни, исполняемые только женщинами (напр., похоронные плачи), мужчинами (охотничьи песни), детьми и т.п.; у др. народов распространены смешанные хоры. Разнообразны вок. традиции народов Ганы. Так, у народа кассена-нанкани серенада исполняется дуэтом (молодой человек поет серенаду девушке вместе со своим другом), у др. — соло. Своеобразна вок. техника и манера исполнения разл. этнич. групп, связанная с природными особенностями тембра голоса и певч. практикой (носовой характер звука, пульсации, хроматич. скольжения, напряженный или открытый голос, фальцет, йодль, улюлюканье и т.д.). Народы акан, га, эве поют открытым звуком, с ровным постепенным понижением от начала к концу фразы. В песнях дагбани, фрафра, кассена-нанкани и буилса фраза открывается обычно громким и высоким звуком, а завершается резким его понижением. Певцы фрафра ноют очень напряженным голосом. Ладовой основой Г. м. является пентатоника, но используются также 6- и 7-ступенные звукоряды, близкие к диатоническому. Обычно каждая этнич. группа применяет какой-то один постоянный звукоряд с определенной, строго фиксированной последовательностью интервалов; в р-нах, заселенных представителями разл. этнич. групп, встречается неск. звукорядов.

В нар. музыке Ганы существует как одноголосие, так и многоголосие. Распространено пение параллельными терциями (терцовый параллелизм широко применяют музыканты конкомба, кассена-нанкани, буилса), но заканчиваются песни унисоном.

Одна из особенностей Г. м.- наличие "определенного" и "вольного" ритмов, к-рые возникают благодаря применению наряду с "главным" (метрическим) акцентом (появляется через определ. промежутки длительностей, придает музыке ритмич. строгость, стройность, подчеркивается притопыванием ноги, хлопком в ладоши, ударом барабана) регулярных и нерегулярных акцентов. В "вольном" ритме исполняются песни, инструментальные пьесы, танцы же требуют "определенного" ритма.

Многочислен муз. инструментарий Ганы. Наиболее богата ударно-шумовая группа. Существуют разнообразные типы, размеры барабанов. У народа эве семейство барабанов (асавуи) состоит из барабана-хозяина — ацимеву, а также барабанов coгo, киди, каган, клодзио, клобото и др. У народа ашанти в семейство барабанов (твене) наряду с другими входит барабан этвие (леопард), названный так благодаря звуку, напоминающему рычание. Ритмич. фон в ганском оркестре создают трещотки, погремушки, колокольчики, кастаньеты, а также ганкогви (2 металлических безъязычковых колокольчика, по к-рым бьют деревянной палочкой), акзатце (полая тыква, окутанная сетью бус, нанизанных на мягкую проволоку) и др. Духовая группа представлена флейтами (изготовляются из бамбука, древесины), трубами (из бивней слонов, рогов животных). В Сев. Гане преобладают струн. инструменты: муз. луки, однострун. скрипки, инструменты типа лютни, цитры. В Ашанти имеются своеобразные 6-7-струн. арфы (сеперева) и музыкальные луки с резонатором (бэнта).

В 50-х гг. 20 в. под влиянием европ. и амер. воен. оркестров в муз. ансамблях Ганы стали применяться европ. инструменты. Распространился новый муз. стиль — хайлайф, основанный на сочетании элементов афр. нар. и европ. иск-ва. К нач. 60-х гг. 20 в. в Гане насчитывалось неск. десятков оркестров хайлайф (их обычный состав: трубы, саксофоны, тромбоны, контрабасы, барабаны, бонго-барабаны, конго-барабаны и т.д.), среди к-рых выделяются оркестры под рук. Г. Воррена, С. Аквайе, Л. Никой, Э. Менса, А. Гайвори, Д. Данка. Оркестры гастролируют в др. странах Зап. Африки, благодаря чему хайлайф распространился почти по всей Африке.

С образованием независимого гос-ва Ганы открылись новые пути развития проф. музыки. В 1958 был создан Совет искусств, осн. задача к-рого — сохранение и развитие афр. нар. Культуры. По инициативе Совета проводились нац. фестивали музыки и драмы, конкурсы традиц. и совр музыки. Проблемами муз. иск-ва занимается Ин-т по изучению Африки при ун-те Ганы (существует спец. сектор музыки и иск-ва). Сотрудники Ин-та ведут научно-исследоват. и пропагандистскую работу. При Ин-те организованы симфонический оркестр и хор. В Аккре создана Академия, курс обучения к-рой рассчитан на 2 года. При Академии имеются фонотека и коллекция муз. инструментов. Выдвинулись проф. композиторы — Э. Аму, Ф. Гбехо и др. Широко распространены в Гане муз.-драм. спектакли, насыщенные песнями, танцами. Музыку к этим спектаклям пишет С. Аквайе. Популярность получила его муз. комедия "Обадзенг" (показана в СССР, 1961). Появился ряд работ по вопросам музыки, фольклора, в т. ч. труды о Г. м. Квабены Нкетия.

Литература: Xанга Л., Первый труд, "СМ", 1965, No 6; Современная музыкальная жизнь Африки, там же, 1972, No 3; Gbеhо rh., The Indigenous Gold Coast music, "United Empire", 1451, XLII, May-June; его же, Beat of the master drum, "West African Review", 1951, v. 22, No 290, Gadzekpo B., Making music in Eweland, там же, 1952, v. 23, No 299; Onwona-Osafo F., Talking drums in the Gold Coast, "Gold Coast Teachers Journal", 1957, No 2, Apr;, Nketia J. H. Кwabena, Changing traditions of folk music in Ghana..., "Journal of the International Folk Music Council", 1959, v. 11; его же, Festivals of Ghana, "The Ghanaian", 1958, No 2; его же, African music in Ghana, Accra, 1962; его же, Drumming in Akan communities of Ghana, Edinb.-L., 1963; его же, Folk songs of Ghana, L., 1963, Ghana's talking drums, "West African Review", 1959, May.

Л. О. Голден.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me