Гармонический мажор

Разновидность мажорного лада. По сравнению с натуральным мажором VI ступень Г. м. — низкая. VI ступень отстоит от V на мал. секунду, что усиливает ее тяготение к V ступени. Между VI и VII ступенями возникает интервал увеличенной секунды, как в гармоническом миноре.

Гармонический мажор

На I и V ступенях Г. м. сохраняются, как и в натуральном мажоре, мажорные трезвучия (Т и D), а на IV ступени образуется малое (минорное) трезвучие (s), что усиливает экспрессивность лада, внося в него элемент минора. Г. м. встречался уже в 17 в., однако широкое распространение получил лишь в 19 в. в музыке композиторов-романтиков и позднее.

Литература: Римский-Корсаков Н., Учебник гармоний, СПБ, 1884-1885; то же, Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960; Tюлин Ю., Учение о гармонии, ч 1, Л., 1937, М., 1966; Павлюченко С., Элементарная теория музыки, M.-Л., 1946; Способин И., Элементарная теория музыки, M., 1951, 1968.

Ю. Г. Кон.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me