Гармонический минор

Разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным минором VII ступень Г. м. — высокая. Она представляет собой вводный тон, остро тяготеющий вверх к приме тоники; между VI и VII ступенями возникает интервал ув. секунды.

Гармонический минор

На I и IV ступенях Г. м. сохраняются, как и в натуральном миноре, малые (минорные) трезвучия (t и s), a на V ступени образуется большое (мажорное) трезвучие (D). Наличие вводного тона и связанная с этим мажорность доминанты позволяют трактовать аккордовые соединения и связи Г. м. по аналогии с мажором. Г. м. возник в 17 в. как лад, противоположный мажору по эмоцион. окрашенности, но допускающий сходные с ним приёмы гармонизации. Широко распространен до наст. времени.

Литература: см при ст. Гармонический мажор.

Ю. Г. Кон.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me