Геварт Ф. О.

(Gevaert) Франсуа Огюст (31 VII 1828, Хёйсе, близ Ауденарде — 28 XII 1908, Брюссель) — бельг. музыковед, композитор и педагог. Окончил консерваторию в Генте (1841-47) по классам фп. Соммера и композиции Менгала. С 1848 служил церк. органистом. Жил во Франции, Испании, посетил Италию, Германию. В 1867-70 был музыкальным директором Оперы в Париже. В 1871-1908 директор Брюссельской консерватории (преемник Ф. Фетиса); провёл реформу обучения (усиление нац. элементов в методике преподавания муз.-теоретич. предметов, расширение курса гуманитарных дисциплин), создал ценные учебные пособия, основал об-во "Концерты консерватории", к-рое имело важное значение (серия историч. концертов, знакомивших с музыкой разных народов и эпох) в муз. жизни Брюсселя. Наряду с Фетисом Г. — крупнейший представитель бельг. музыковедения 19 в. Выступив в конце 1840-х гг. как автор кантатной и оперной музыки (его лирико-комич. оперы шли с успехом в т-рах Парижа, Брюсселя, Гента), Г. с 1860-х гг. посвятил себя науч. деятельности. Его первая крупная работа — "Трактат об инструментовке" (1863), к-рый наряду с аналогичным трудом Г. Берлиоза стал важнейшим в этой области. В нём Г. выступает также как инструментовед, создатель муз.-типологич. системы классификации муз. инструментов (разделил их на группы по принципу звучащего тела — струн., дух., мембранные и самозвучащие), получившей дальнейшее развитие в трудах В. III. Маийона. Неоднократно дополняемый и перерабатываемый Г., трактат был переведён на мн. яз. (в т. ч. на рус. яз.) и долгое время служил осн. учебным пособием для студентов консерваторий. В 1870-1890 Г. создал свои историч. исследования, посв. проблемам муз. культуры античности и средневековья. Среди них выделяется "История и теория музыки античности", в к-рой обобщены результаты предшествующих исследований и выдвинуты новые науч. гипотезы. Г. издал ряд ценных муз. антологий, в т. ч. собрание вок. сочинений итал. композиторов 17-18 вв., "Песни XV века" ("Chansons du XV siиcle"), сб. транскрипций классич. пьес для органа (Р., 1875).

Сочинения: оперы(11), в т. ч. Жоржетта (Georgette ou Le Moulin de Fontenoy, 1853), Сантаренские прачки (Les lavandiиres de Santarem, 1855), Квентин Дорвард (по В. Скотту, 1858), Капитан Анрио (Le Capitaine Henriot, 1864); 8 кантат, в т. ч. "Король Лир" (Le Roi Lear; Рим. пр., 1847); произв. для орк., фп., органа, хоры, реквием, месса, песни и др. культовая музыка.

Литературные сочинения: Mйthode pour l'enseignement du plainchant et de la maniиre de l'accompagner. Gent, 1856; Leerboek van den Gregoriaenchen zang, Gand, 1858; Traitй gйnйral d'instrumentation, Gand, 1863, перераб. и доп. — Nouveau traitй d'instrumentation, P.-Brux., 1885 (рус. пер. — Руководство к инструментовке, M., 1866, 1901; перераб. изд. — Новый курс инструментовки, М., 1892, 1913), 2-я ч. под названием Cours mйthodique d'orchestration, P.-Brux., 1885 (рус. пер. В. Ребикова — Методический курс оркестровки, М., 1900); Histoire et thйorie de la musique de l'antiquitй, (t.) 1-2, Gand, 1875-81; Les origines du chant liturgique de l'йglise latine, Gent, 1890; La Mйlopйe antique dans le chant de l'йglise latine, Gand, 1895, Osnabrьck, 1967; Les problиmes musicaux d'Aristote, v. 1-3, Gand, (1899)-1903 (совм. с J. Gh. Vollgraff); L'йxйcution musicale, Gand, 1906; Traitй d'harmonie thйorique et pratique, (t.) 1-2, P., 1908.

Литература: Dufоur P., Le Baron Franзois Auguste Gevaert, Brux., 1909; Сlasson Е., Gevaert, Brux., 1929; Subirб J., Epistolario de F. A. Gevaert y J. de Monasterio, "Anuario musical", XVI, 1961.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me