Харрис Р. Э.

(Harris) Рой Элсуорт (12 II 1898, Линкольн-Каунти, штат Оклахома — 1 X 1979, Санта-Моника) — амер. композитор. Учился в муз. колледже Калифорнийского ун-та (гармония, орган, фи.), брал уроки композиции у М. Альтшулера, А. Блисса, затем у А. Фаруэлла (в 1926 под его руководством написал пьесу для струн. квартета "Впечатления от дождливого дня"). Совершенствовался у Н. Буланже (1926-29) в Париже, где в 1927 исполнено первое крупное соч. X. — концерт для фп., кларнета и струн. квартета, С 1934 X. преподавал композицию в Вестминстерской хор. школе в Принстоне, в 1941-43 — в Корнеллском ун-те (Итака), в 1943-48 — в Колорадо-Спрингс, позднее в ряде др. ун-тов и муз. колледжей, с 1961 — в Ун-те Юж. Калифорнии в Лос-Анджелесе. Среди его учеников — У. Шумен, Р. Палмер, Ч. Миллс, Дж. Винсент. Жена X. — Джоана — концертирующая пианистка, сыновья Шон и Дэн — участники рок-группы "Экспериментальный западный поп-арт бэнд".

В США X. получил признание после исполнения Бостонским симф. оркестром под упр. С. А. Кусевицкого "Симфонии 1933" (1933), увертюры на тему амер. нар. песни "Когда Джонни возвращается домой" (1934) и особенно 3-й симфонии (1937), к-рая принесла X. междунар. известность; это произв.- один из лучших образцов амер. нац. музыки, в то же время в ней определились особенности индивидуального стиля X. — широта и напевность мелодики, интонационно связанной с музыкой амер. Запада, ритмич. острота и импульсивность, импровизац. свобода, сочетающаяся с композиционной стройностью. Своеобразно гармонич. мышление X., опирающееся на ладоинтонац. обороты, характерные для нар. муз. иск-ва этого региона. Среди др. симфоний выделяются 5-я (с посвящением "Героическому советскому народу", 1942), 7-я (1952; 2-я ред. 1955) и 10-я ("Симфония Авраама Линкольна", 1965). Зрелое симф. творчество X. отличают высокая полифонич. техника и блестящая оркестровка. Б. ч. симф. соч. X. (ведущий жанр в его творчестве) впервые исполнялась оркестрами под его управлением. Мн. произв. X. отмечены нац. и междунар. премиями. X. посетил Сов. Союз в 1958 (дирижировал оркестром при исполнении своей 5-й симфонии) и в 1974 (в качестве гостя 5-го съезда CK СССР). X. высоко ценил рус. и сов. музыку (особенно соч. М. П. Мусоргского и С. С. Прокофьева).

Сочинения: балеты — Западный пейзаж (Western landscape, 1940, не пост.), От этой земли (From this Earth, Колорадо-Спрингс, 1941), Что мы с такой гордостью славим (What so proudly we hail, 1942, там же); камерная кантата Авраам Линкольн идёт в ночи (Abraham Linkoln walks at midnight, для сопрано, фп. и орк., 1953); Песнопение солнцу (Canticle to the sun, длн колоратурного сопрано и камерного орк., 1961); юбиляция (для хора, медных духовых и фп., 1964); для орк. — 14 симфоний (1933-76; в т. ч.: 4-я, Симфония народных песен — Folk songs symphony, 1939; 6-я, Геттисбергское послание — Gettysburg address, 1944; 8-я, Сан-Францискская, 1961; 14-я, с хором, посв. 200-летию США, 1976), симф. элегия Прощальное слово пионерам (Farewell to pioneers, 1936), пьеса Весна в Кентукки (Kentucky spring, 1949), Камберлендский концерт (1951), Ода согласию (Ode to consonance, 1957), пьесы Приветствие юности (Salute to youth, 1963), Рог изобилия (Horn of plenty, 1964); прелюдия и фуга для струн. орк. (1936); для инструмента с орк. -концерты (2 для фп., 1944, 1953; для 2 фп., 1954; для аккордеона, 1946), фантазия для фп. (1954); концерт для фп. и бэнда (1942); концерт для фп. с электроусилителем, медных духовых и ударных (1968); камерно-инстр. ансамбли — соната для скр. с фп. (1941), дуэт для влч. И фп. (1964), фп. трио (1934), пьеса для струн. квартета Впечатления от дождливого дня (Impressions of a rainy day, 1926), струн. квартеты (1930, 1933, 1937), фп. квинтет (1936), струн. квинтет (1939), струн. секстет (1932), фп. секстет (1968), фантазия для фп. и квинтета дух. инструментов (1932); месса для муж. хора и органа (1943); хоры a cappella — Песнь профессий (A song of occupation, 1934), Симфония для голосов (Symphony for voices — на сл. У. Уитмена, 1936), Праздничная нар. фантазия для певцов-исполнителей в нар. стиле; пьесы для фп., в т. ч. соната (1928), Амер. баллады (1942); музыка к кинофильмам.

Литература: Шнеерсон Г., Портреты американских композиторов, М., 1977; Farewell A., Roy Harris, "MQ", 1932, v. 18, No 1; Соwell H., R. Harris, в кн.: American composers on American music, Stanford (Calif.), 1933, N. Y., (1962), p. 64-69; Piston W., Roy Harris, "Modern music", 1934, v. 11, Jan.- Febr.; Mills Ch., Roy Harris, в кн.: The book of modern composers, N. Y., 1942; Enett R., The harmonic idiom of Roy Harris, "Modern music", 1946, v. 23, No 2; Slonimsky N., Roy Harris, "MQ", 1947, v. 33, No 1; Strasburg R., Roy Harris: a catalog of his works, Los Ang., 1974 (с нотографией и дискографией).

Дж. К. Михайлов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me