Хартман К. А.

(Hartmann) Карл Амадеус (2 VIII 1905, Мюнхен — 5 II 1963, там же) — нем. композитор (ФРГ). Учился в классе композиции у Й. Хаса в Мюнхенской муз. академии (1923-27), позже был учеником Г. Шерхена, в 40-е гг.- А. Веберна. В 1934 написал свою единств. оперу "Юность Симплиция Симплициссимуса" по роману "Симплициссимус" Г. Я. К. Гриммельсхаузена на сюжет из времён Крестьянской войны 1524-26 в Германии. Произв. X. в фашистской Германии не исполнялись. В 1945 X. основал в Мюнхене конц. об-во "Musica viva" для пропаганды совр. музыки, сумев привлечь лучшие артистич. силы.

Стилистически творчество X. неоднородно. В нём заметны влияния музыки И. Ф. Стравинского, раннего творчества С. С. Прокофьева, а в крупных симф. формах он близок Г. Малеру, А. Бергу, Д. Д. Шостаковичу. Нек-рые произв. X. атональны, в других применяются т. н. варьируемые метры Б. Блахера. В его опере немало страниц, стилизующих старинную музыку, нар. песню и хорал. В "Траурном концерте" для скрипки и оркестра (1939), созданном под впечатлением оккупации Чехословакии, разрабатываются темы гуситского гимна "Кто вы, божьи воины" и рус. революц. песни "Вы жертвою пали". Сб. статей X. "Kleine Schriften" опубликован посмертно (Mainz, 1965). Чл. Баварской академии иск-в (1952).

Сочинения: опера — Юность Симплиция Симплициссимуса (Des Simplicius Simplicissimus Jugend, соч. 1935, пост. 1949, Кёльн; новая ред. под назв. "Симплиций Симплициссимус", 1955); для хора и голосов с орк. — вок. сцена для баритона и орк. на слова из "Содома и Гоморры" Жиродо (не оконч.); для солистов и камерного орк. — Гетто (для совм. композиции "Еврейская хроника" Б. Блахера, П. Дессау, X. В. Хенце, Р. Вагнера-Регени и К. А. Хартмана, 1966); для орк. — 8 симфоний (для голоса с орк. на текст У. Уитмена, 1937; 1946; симфония для струн. орк., 1947; 1949; концертная симфония — Symphonie concertante, 1950; 1951-53; 1958; 1962); увертюра Китай борется (China kдmpft, 1942); концерты для инструментов с орк. — для скр. и струн. орк. (Траурный концерт — Concerto funеbre, 1939), для фп., духовых и ударных (1953), для альта, фп., духовых и ударных (1955),. Камерный концерт для кларнета, струн. квартета и орк.; камерные ансамбли — 2 струн. квартета (1933; 1946), Маленький концерт для струн. квартета и ударных, Бурлеск (для 6 духовых, ударных и фп.); для фп. — Джазовая токката и фуга (1928), сонатина (1931); для сопрано и фп. — кантата Lamento (1937); для сопрано, хора и фп.- Мир, год 48 (Friede, Anno, 48).

Литература: Dibelius U., Moderne Musik 1945-1965, Mьnch.- Stuttg., 1966.

О. Т. Леонтьева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me