Хинастера А. Э.

(Ginastera) Альберто Эваристо (р. 11 IV 1916, Буэнос-Айрес) — аргент. композитор и педагог. Чл. Нац. академии изящных иск-в. В 1938 окончил Нац. консерваторию в Буэнос-Айресе (ученик X. Андре, А. Пальма), преподавал там композицию. В 1946-47 совершенствовался в США. В 1948-58 (с перерывом) директор осн. им консерватории в Ла-Плате, в 1958-62 преподаватель на ф-те иск-в и муз. науки Католич. ун-та в Буэнос-Айресе. Один из организаторов (1965), активных деятелей и директор Лат.-амер. центра муз. исследований при Ин-те Торкуато ди Телья.

Для ранних соч. X. (цикл детских фп. пьес и др.) характерно широкое использование креольского фольклора. Интонационная сфера, мелос, ритмика произв. 30-40-х гг. свидетельствуют о непосредств. связи с нар. аргент. музыкой, нередко в них претворяется нац. тематика. В 50-х гг. X. увлекался новейшими течениями совр. муз. иск-ва, широко применял элементы додекафонии, алеаторики. Он провозгласил свободу от "штампов и канонов".

Сочинения: оперы — Аэропорт (Aeroporto, опера-буффа, 1961, Бергамо), Дон Родриго (1964, Буэнос-Айрес), Бомарсо (по М. Лайнесу, 1967, Вашингтон), Беатрис Ченчи (1971, там же); балеты — хореографич. легенда Панамби (1937, пост. 1940, Буэнос-Айрес), Эстансия (1941, пост. 1952, там же; новая ред. 1961), Нежная ночь (Tender night; на основе конц. вариаций для камерного оркестра, 1960, Нью-Йорк); кантаты — Магическая Америка (America magica, 1960), Милена (на тексты Ф. Кафки, 1970); для орк. — 2 симфонии (Портенья — Porteсa, 1942; элегическая — Sinfonia elegiaca, 1944), увертюра Креольский Фауст (Fausto criollo, 1943), Токката, вильянсико и фуга (1947), Пампеана No 3 (симф. пастораль, 1953), Концертные вариации (Variaciones concertantes, для камерного орк., 1953); концерт для струнных (1965); концерты с орк. — 2 для фп. (Аргентинский, 1941; 1961), для скр. (1963), для влч. (1966), для арфы (1959); камерно-инстр. ансамбли — Пампеана No 1 для скр. и фп. (1947), Пампеана No 2 для влч. и фп. (1950), 2 струн. квартета (1948, 1958), фп. квинтет (1963); для фп. — Аргентинские танцы (Danzas argentinas, 1937), 12 американских прелюдий (12 american preludes, 1944), сюита Креольские танцы (Danzas criollas, 1946), соната (1952); для голоса с инстр. ансамблем — Напевы Тукумана (Cantos del Tucumбn, с флейтой, скр., арфой и 2 барабанами, на сл. Р. X. Санчеса, 1938) и др.; романсы; обр. — Пять аргент. нар. песен для голоса и фп. (Cinco canciones populаres argentinas, 1943); музыка к драме "Ольянтай" (1947) и др.

Литература: Струйский П. A., Национальная музыкальная культура Аргентины, в сб.: Культура Аргентины, М., 1977; Mariz V., Alberto Ginastera, Rosario, 1954; Wallace D. E., Alberto Ginastera. An analysis of his style and techniques of composition, Evanston, 1964 (Diss.); Miltenberger J. E., The piano music of A. Ginastera, N. Y., 1965 (Diss.); Chase G., A. Ginastera, "MQ", 1957, v. 43, No 4.

В. Н. Федотова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me