Хиндемит П.

(Hindemith) Пауль (16 XI 1895, Xaнау — 28 XII 1963, Франкфурт-на-Майне) — нем. композитор, дирижёр, музыкальный теоретик, исполнитель на альте и виоль д'амур. Родился в семье ремесленника. Обучался игре на скрипке с 11 лет. Получив от города стипендию, учился в консерватории Франкфурта-на-Майне игре на скрипке у А. Ребнера, композиции у А. Мендельсона и Б. Секлеса (1909-15). С 1915 исполнял партию 2-й скрипки в квартете Ребнера, в 1921-29 альтист квартета Л. Амара — Хиндемита; с этими квартетами концертировал в разных странах, в т. ч. в 1927 впервые в СССР (Ленинград). В 1915-23 скрипач-концертмейстер оперы во Франкфурте-на-Майне (в 1916-18 на воен. службе в качестве полкового барабанщика). В 1921-26 один из организаторов фестивалей новой камерной музыки в Донауэшингене. С 1927 — в Берлине, преподавал в Высшей школе музыки муз.-теоретич. предметы и композицию. В 1934 началось преследование X. фашистами (музыка X. не исполнялась в Германии до 1945). С 1935 ежегодно надолго уезжал из Германии (в Турцию, Египет, Англию, Италию), с 1938 жил в Швейцарии. С 1940 — в США (в 1946 принял амер. подданство), преподавал муз.-теоретич. предметы и композицию в Иельском ун-те (Нью-Хейвен). В 1947 совершил поездку в Европу: преподавал на Интернациональных летних курсах Моцартеума в Зальцбурге, концертировал в качестве дирижёра, исполнял произв. собственные и др. композиторов. В 1949-50 прочёл курс лекций в Гарвардском ун-те (США). На их основе написана кн. "Мир композитора", в к-рой X. выразил опасение за судьбу зап.-европ. культуры в мире технич. прогресса, коммерции и моды (те же мысли высказаны композитором на Баховских торжествах в Гамбурге в 1950 и на Брюссельской междунар. конференции ЮНЕСКО по муз. воспитанию в 1953). С 1953 жил в Швейцарии. В 1954 гастролировал по Юж. Америке, в 1956 — с оркестром Венской филармонии в Японии, в 1959 и 1961 — в США; последние концерты X. состоялись в 1963 в Нью-Йорке, городах Италии и Вене. Выступал на Эдинбургском муз. фестивале (1955), фестивале "Пражская весна" (1961). Пр. им. И. С. Баха (1951, ФРГ), пр. им. Сибелиуса (1955).

X. — один из крупнейших нем. композиторов 20 в. После 1-й мировой войны 1914-18 X. возглавил движение неоклассицизма (см. Неоклассицизм) в Германии, стремясь возродить традиции старых нем. мастеров, к-рые были одноврем. и создателями, и исполнителями своих произв. Идеалом для него было творчество И. С. Баха. Композитор стремился к эпически-объективному характеру содержания своих произв., он в искусстве скорее архитектор, чем драматург. Даже в крупных симф. формах у него преобладают равновесие, гармония, сдержанность, отсутствует выражение открытых, обнажённых чувств.

Ранние произв. X. прославили епо как мастера гл. обр. инстр. музыки. Его "антиромантические" оперы "Убийца, надежда женщин", "Святая Сусанна", "Нуш-Нуши", поставленные в нач. 20-х гг., произвели сенсацию, но вскоре были забыты. Бульшими художеств. достоинствами обладала его опера "Кардильяк" по мотивам Э. Т. А. Гофмана (1926), в к-рой композитор использовал формы номерной оперы эпохи барокко. В этом произв. заметно влияние драматургии экспрессионизма, к-рое, однако, было поверхностным. Критика отмечала в раннем творчестве X. урбанистич. мотивы (Б. В. Асафьев назвал его фп. сюиту "1922" — "поэмой современного города"). Среди произв. 20-х гг. наиболее значительны сонаты для струнных инструментов, струнные квартеты, ряд соч. для оркестра под назв. "Камерная музыка", а также "Концерт для оркестра", в к-рых X. сумел создать свой оригинальный стиль, развивающий технику т. н. линеарно-полифонич. письма. В эволюции композитора к бульшей простоте и ясности муз. языка особое значение имело его обращение к Gebrauchsmusik — музыке, написанной специально для исполнения любительскими оркестрами и хорами, для практич. применения в школьном муз. воспитании (многочисл. инстр. ансамбли, "День музыки в Плёне", кантата "Фрау музыка", муз. игра для детей "Мы строим город", музыка к "Поучительной пьесе" Б. Брехта и др.). Вершиной этой линии творчества X. стали его кантаты на стихи П. Клоделя, сочинённые в 50-е гг. (среди них "Песнь к надежде"). Однако уже в нач. 30-х гг. сам композитор ощущал нек-рую ограниченность и замкнутость той образной системы, к-рую он создал в своих "неоклассических" и "урбанистических" произв. Опера "Кардильяк" стала для X. вехой на пути к иск-ву, более остро реагирующему на духовные конфликты времени. Т. н. весёлая опера "Новости дня" (пост. 1929) стала пародией на бурж. стиль жизни. Антифашистская опера "Художник Матис" была задумана как историко-философское произв., как интеллектуальная драма. Тема "художник и общество" разрабатывается в ней на материале легендарной биографии Матиса Грюневальда, имеющей красноречивые аналогии с современностью X. (сцена сожжения лютеранских книг на базарной площади Майнца). В этой опере X. обратился к вагнеровским масштабам муз. драмы, к принципу симфонизации и сквозного тематич. развития. Премьера оперы "Художник Матис" (1938, Цюрих) принесла композитору подлинный успех и признание борющегося с фашизмом мира.

В своём учении о композиции ("Unterweisung im Tonsatz", ч. 1-3, 1937-70) X. выступил как защитник тонального принципа в музыке, к-рый остаётся, по мнению композитора, единств. надёжной защитой против анархии и произвола в творчестве. При этом X. имел в виду "расширенную тональность", свободную от ограничений тонально-функциональной гармонии и мажорно-минорной ладовой системы, господствовавшей в европ. музыке не менее 200 лет. Образцами произв., построенных целиком на основе "расширенной тональности", можно считать оперу "Гармония мира" (1957) и вок. цикл "Житие Марии" на стихи Р. М. Рильке (1923, 2-я ред. 1948), к к-рому композитор написал спец. предисловие.

К наиболее значит. произв. периода эмиграции относятся фп. и органные сонаты, симфония in Es, "Симфонические метаморфозы тем Вебера", симфония Serena, реквием на стихи У. Уитмена, Тема с четырьмя вариациями ("Четыре темперамента", как балет и как концерт для фп. и струн. оркестра). Непримиримая позиция X. по отношению к послевоен. муз. авангардизму привела к глубокому конфликту композитора с рядом представителей этого направления. В стремлении к непрерывному усложнению формально-технич. средств как самодовлеющей цели X. видел гибельный для иск-ва путь. После 2-й мировой войны музыка X. в европ. странах была открыта заново. Ставятся его оперы; инстр. сонаты и ансамбли прочно вошли в уч. программы и конц. репертуар. Популярность получили симфонии, написанные на материале опер: "Художник Матис" и "Гармония мира", а также "Питтсбургская симфония", органный концерт.

Учреждён "Фонд Хиндемита" (1968) в Швейцарии — центр изучения и собирания его наследия; готовится издание полного собрания муз. и лит. трудов X. и документов его жизни.

Сочинения: оперы — Убийца, надежда женщин (Mцrder, Hoffnung der Frauen, одноактная опера, либр. О. Кокошки, 1921, Штутгарт), Нуш-Нуши (Das Nusch-Nuschi, одноактная пьеса для бирманских марионеток, либр. Ф. Блея, 1921, Штутгарт), Святая Сусанна (Sancta Susanna, одноактная опера, либр. А. Штрамма, 1922, Франкфурт-на-Майне), Туттифентхен (Tuttifдntchen, рождественская сказка с пением и танцами, либр. X. Михель и Ф. Беккер, 1922, Дармштадт), Кардильяк (Cardillac, либр. Ф. Лиона по Э. Т. А. Гофману, 1926, Дрезден; 2-я ред. 1952, Цюрих), Туда и обратно (Hin und zurьck, одноактный скетч, либр. М. Шиффера, 1927, Баден-Баден; 2-я ред. 1954, Неаполь), Новости дня (Neues vom Tage, весёлая опера в 3 частях, либр. М. Шиффера, 1929, Берлин; 2-я ред. 1954, Неаполь), Поучительная пьеса (Lehrstьck, текст Б. Брехта, 1929, Баден-Баден), Мы строим город (Wir bauen eine Stadt, игра для детей, текст Р. Зайца, 1930, Берлин), Художник Матис (Mathis der Maler, опера в 7 картинах, либр. X., 1938, Цюрих), Орфей (опыт реконструкции первого представления оперы К. Монтеверди, 1954, Вена), Гармония мира (либр. композитора, 1957, Мюнхен), Долгая рождественская трапеза (The long Christmas dinner, одноактная опера, либр. Т. Уайлдера, 1961, Мангейм); балеты — Демон (Der Dдmon, танц. пантомима, сценарий М. Креля, 1923, Дармштадт), Достославнейшее видение (Nobilissima Visione, танц. легенда, сценарий X. и Л. Ф. Мясина, пост. под назв. "Житие св. Франциска Ассизского", 1938, Лондон), Иродиада (Hйrodiade, оркестровые речитации и пантомима по поэме С. Малларме, 1944, Вашингтон), Тема с четырьмя вариациями. Четыре темперамента (Thema mit vier Variationen. Die vier Temperamente, балет в 4 вариациях, 1946, Нью-Йорк, на основе одноим. соч. для фп. с орк., 1940); для солистов, хора и орк. — Бесконечное (Das Unaufhцrliche, оратория, сл. Г. Бенна, 1931), реквием Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень (When Lilacs last in the door-yard bloom'd, сл. У. Уитмена, 1946), Настанет день (Apparebit repentina dies, кантата для хора и 10 инструментов, 1947), Летите, быстрые ангелы (Ite, angeli veloces, кантата в 3 частях, сл. П. Клоделя, 1953-55), Майнцское шествие (Mainzer Umzug, для солистов, хора и орк., сл. К. Цукмайера, 1962); для хора a cappella — месса (1963), 12 мадригалов (1958); для орк. — симфония Художник Матис (1934), симфония in Es (1940), симфония Serena (1946), симфония Гармония мира (1951), Питтсб.:ургская симфония (1958), Музыка для струн. орк. и медных — Бостонская симфония (1930), симфониетта in E (1949), Камерная музыка No 1 (1921), Симфонические метаморфозы тем Вебера (1943), Концерт для орк. (1925), Филармонический концерт (вариации для орк., 1932), Симфонические танцы (1937), Достославнейшее видение (сюита из балета, 1938), сюита франц. танцев из сб.: П. Аттеньяна (1958), Амур и Психея (увертюра к балету, 1943), Марш на старую швейцарскую мелодию (1960); для дух. орк. — симфония in В (1951), Концертная музыка для духового орк. (1926); концерты для инструментов с орк. — для фп. (Концертная музыка для фп., медных и двух арф, 1930; концерт для фп., 1945), для скр. (Камерная музыка No 4, 1925; Концерт для скр., 1939), для альта (Камерная музыка N 5. Концерт для альта с орк., 1927; Музыка для альта с орк., 1930; Der Schwanendreher. Концерт для альта с орк., 1935; Траурная музыка для альта, скрипки или влч. и струн. орк., 1936), для влч. (1940), для органа (1927, 1962), для кларнета (1947), для валторны (1949), для деревянных и арфы (1949), для фагота (со струн. орк., 1949), для виоль д'амур (Камерная музыка No 6, 1927), для фп. obligato и 12 инструментов (Камерная музыка No 2, 1924), для влч. obligato и 10 инструментов (Камерная музыка No 3, 1925); камерные инстр. ансамбли — сонаты для инструментов с фп.: для скр. (1935, 1939), альта (1939), влч. (1948), контрабаса (1949), флейты (1936), гобоя (1938), кларнета (1939), англ. рожка (1941), фагота (1938), саксофона (1943), валторны (1939), трубы (1939), тромбона (1941), тубы (1955); 3 струн. трио (1924, 1928, 1933), 6 струн. квартетов (1918, 1921, 1922, 1923, 1943, 1945), квартет для кларнета, скрипки, влч. и фп. (1938), соната для 4 валторн, Маленькая камерная музыка для 5 духовых (1922), квинтет для кларнета и струнных (1923), 3 пьесы для 5 инструментов (1925), септет для духовых (1948), октет (1958); для фп. — 3 сонаты (1936), сюита 1922, цикл Ludus tonalis (1942); соната для фп. в 4 руки (1938); соната для 2 фп. (1942); 3 сонаты для органа (1937, 1937, 1940); соната для арфы (1939); для голоса с инструментами — песни (с фп., 1920), цикл Житие Марии (Das Marienleben, с фп., 1923; 2-я ред. 1948), Молодая служанка (Die Junge Magd, с флейтой, кларнетом и струн, квартетом, 1922), Серенады (маленькие кантаты со струн, трио, 1925), 13 мотетов (с фп., 1941-60), 9 англ. песен (с фп., 1944), 6 песен на стихи Гёльдерлина (с фп., 1935); музыка для любительских хоров, орк. и ансамблей, в т. ч. пьесы и песни (1927, 1929), День музыки в Плене (1932).

Литературные сочинения: (Письмо в редакцию журнала "К новым берегам"), пер. с нем., "К новым берегам", 1923, No 2; Unterweisung im Tonsatz, Bd 1-3, Mainz, 1937-70; Traditional harmony v. 1-2, L., 1943-48 (на нем. — 1949); Elementary training for musicians, N. Y., 1946; A composer's world. Horizons and limitations, Camb., 1952 (на нем. — 1959; на рус. яз. — "Мир композитора" (фрагменты), "СМ", 1963, No 4, 5); Sterbende Gewдsser Hdlb., 1963 (рус. пер.- Умирающие воды, "СМ", 1967, No 5); Monolog P. Hindemitha..., "Hudebnн rozhledy", 1961, No 17 (рус. пер. — Монолог П. Хиндемита, "СМ", 1962, No 3); J. S.Bach. Ein verpflichtendes Erbe, Fr./M., 1962 (рус. пер. — И. С. Бах. Обязывающее наследие, "СМ", 1973, No 11); Hindemith-Jahrbuch Annales Hindemith 1971/1, Mainz, Hindemith-Stiftung, 1971.

Литература: Беляев В., П. Хиндемит, "Современная музыка", 1924, янв.-февр.; его же, Фортепианный концерт Хиндемита..., там же, 1927, No 25; его же, П. Хиндемит, Л. 1927; Ширинский В., Первый квартет Хиндемита. Сонаты Хиндемита ор. 11, "Современная музыка", 1924, янв.-февр.; Глебов И. (Асафьев Б. В.), Хиндемит и Кавелла, там же, 1925, No 11; его же, Элементы стиля Хиндемита, в сб.: Новая музыка, вып. 2, Л., 1927; Мосолов A., Новые камерные концерты П. Хиндемита, там же 1925, No 11; Друскин М., Фортепиано в творчестве Хиндемита, там же; его же, Новая фортепианная музыка, Л., 1928; его же, Берлин начала 30-х годов, "СМ", 1970, No 2; Веприк A., P. Хиндемит, "Музыка и революция", 1928, No 5-6; Пауль Хиндемит и его квартет, "ЖИ", 1929, No 5; Холопов Ю., Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита, в сб.: Музыка и современность, вып. 1, М., 1962; его же, О трех зарубежных системах гармонии, там же, вып. 4, М., 1966; Задерацкий В. В., Полифония как принцип развития в сонатной форме Шостаковича и Хиндемита, в сб.: Вопросы музыкальной ормы, вып. 1, М., 1966; Шнитке A., Изучая ремарки Хиндемита. "СМ", 1971, No 5; Бергер Л., Контрапунктический принцип композиции в творчестве Хиндемита и его фортепианный цикл "Ludus tonalis", в сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, М., 1971; Бать Н., Полифонические формы в симфоническом творчестве П. Хиндемита, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; её же, О полифонических свойствах мелодики в симфонических произведениях Хиндемита, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975; Левая Т., Леонтьева О., П. Хиндемит, М., 1974; Шахназарова Н., Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шёнберга и Хиндемита, М., 1975; Левая Т., Полифония в крупных формах Хиндемита, в сб.: Полифония, М., 1975; её же, Соотношения горизонтали и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемита, там же; Пауль Хиндемит. Статьи и материалы (ред.-составитель И. Прудникова), М., 1979; Mersmann H., Die moderne Musik seit der Romantik, N. Y., 1927; Strobel H., P. Hindemith, Mainz, 1928, 1948; Laafi E., Der Theoretiker Hindemith, "Melos", 1948, H. 4, 12; Вulling M., Musikgeschichte, die ich miterlebte, В., 1955 (рус. пер. — История музыки, пережитая мной, М., 1959); Paul Hindemith. Zeugnis in Bildern, Mainz, 1955, 1961; Wцrner К. Н., Hindemith, Kepler und die Zahl, "Melos", 1955, H. 22; его же, Hindemith's Claudel-Kantate, "NZfM", 1955, H. 11; Dоf1ein E., Die sechs Streichquartette von Paul Hindemith, "SMz", 1955, Bd 95, H. 6; Einstein A., Von Schьtz bis Hindemith, Z.-Stutt., (1956); Reb1ing E., Paul Hindemith's Lebensbekenntnis, "Musik und Gesellschaft", 1957, H. 10; Stuckenschmidt H. H., Oper in dieser Zeit, Hannover, 1964; Briner A., Eine Bekenntnisoper Paul Hindemith's, "SMz", 1959, H. 1, 2; его же, Paul Hindemith, Z.-Freiburg in Breisgau, 1971; его же, Hindemith und Adornos Kritik des Musikanten, "Musik und Bildung", 1974, H. 6; Lewinski W. E. von, Paul Hindemith — der letzte Musikant?, "Musica", 1960, H. 11; Maler W., Die Tragik um den spдten Hindemith, "Musik im Unterricht", 1964, Jahrg. 55, Ms 7/8; его же, Hindemith und der Fortschritt des Jahrhunderts, "Melos", 1966, H. 7/8; Laaff E., Paul Hindemith-Komponist, Interpret und Pдdagoge, "NZfM", 1964, H. 2; Hдusler I., Der Klassiker Paul Hindemith, "Melos", 1964, H. 1; Paul Hindemith. Die letzten Jahre, Mainz — Z., (1965); Dibellus U., Moderne Musik 1945-1965, Mьnch., 1966; Adorno Th., Ad vocem Hindemith, в его кн.: Impromptus, Fr./M., 1968; Kemp J., Hindemith, L., 1970; Finscher L., Hindemith's Geschichtlichkeit, "Musica", 1971, H. 4; Вorris S., Hindemith-heute, "Musik und Bildung", 1974, Jahrg. 6, No 6.

P. Hindemith, Werkverzeichnis, Mainz, 1961, 1969.

О. Т. Леонтьева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me