Холопова В. Н.

Валентина Николаевна (р. 14 XII 1935, Рязань) — сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1968). Сестра Ю. Н. Холопова. В 1959 окончила теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории, в 1962 — аспирантуру там же (рук. Л. А. Ма-зель); по классу анализа муз. произв. занималась у В. А. Цуккермана. С 1959 преподаватель Уч-ща им. Гнесиных (сольфеджио, анализ муз. произв.), с 1960 — Моск. консерватории (с 1974 доцент). В 1962-63 преподавала в Горьковской консерватории им. Глинки. Среди учеников — И. Стоянова (Крыстева), О. И. Захарова, И. Е. Лозовая, M. H. Лобанова. X. разрабатывает теорию муз. ритма, теоретич. основы музыки 20 в., курс анализа муз. произв. Выступала с лекциями по проблемам теории музыки во мн. городах СССР (Ленинград, Киев, Рига, Вильнюс, Тбилиси, Баку, Ташкент, Минск, Свердловск и др.). Автор статей в науч. сб-ках и журналах (в т. ч. зарубежных), статей о ряде сов. композиторов в "Grove's dictionary of music and musicians" (6-е изд.) и муз. энциклопедии "Die Musik in Geschichte und Gegenwart" (т. 16). Чл. редколлегии сб-ков "Музыка и современность" (вып. 8-10) и "Проблемы музыкальной науки".

Сочинения: Фортепьянные сонаты С. С. Прокофьева, М., 1961 (совм. с Ю. Н. Холоповым); Несколько наблюдений над ритмикой Шостаковича, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Внимание ритму!, "СМ", 1964, No 7; Ритм и форма, там же, 1966, No 3; О ритмической технике и динамических свойствах ритма Стравинского, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; О ритмике Прокофьева, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Обновление палитры, "СМ", 1968, No 7; О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969 (то же на чеш. яз. — Tonбlnost a dodekafonie v houslovйm koncertu Albana Berga, "Hudebni veda", 1973, No 4); Вопросы ритма в творчестве композиторов 1-й половины XX в., М., 1971 (то же на венг. яз. — А 20. szбzadi zene ritmusproblйmбi, Bdpst, 1975); "Обертоновая" гармония начала XX в., "СМ", 1971, No 10; Nowe kompozycje E. Denisowa (1968-1969), в сб.: Res facta, wyd. 6, (Kr.), 1972; О теории Эрне Лендваи ("Введение в мир формы и гармонии Бартока"), в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Симметрия интервалов в музыке Прокофьева, "СМ", 1972, No 4; О системе мелодических приемов завершения формы у Стравинского, в сб.: И. Ф. Стравинский, М., 1973; Об одном принципе хроматики в музыке XX века, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 2, М., 1973; Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении, в сб.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л., 1974; О природе неквадратности, в сб.: О музыке. Проблемы анализа, М., 1974; Russische Quellen der Rhythmik Strawinskys, "Mf", 1974, H. 4; Драматургия и музыкальные формы в кантате С. Губайдулиной "Ночь в Мемфисе", в сб.: Музыка и современность, вып. 8, М., 1974; Вновь об обертоновой гармонии (из истории вопроса), "СМ", 1974, No 4; К вопросу о специфике русского музыкального ритма. (Русские музыкальные дактили и пятидольники), в сб.: Проблемы музыкального ритма, М., 1978; Ритмические прогрессии и серии, там же (совм. с Б. Спасовым); Фактура, М., 1979; О прототипах функций музыкальной формы, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 4, М., 1979.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me