Хоминьский Ю. М.

(Chominski) Юзеф Михал (р. 24 VIII 1906, Остров, близ Пшемысля) — польский музыковед. Учился игре на фп. в Высшем муз. ин-те им. Н. В. Лысенко во Львове, историю музыки изучал под рук. А. Хыбиньского, этнографию — под рук. А. Фишера во Львовском ун-те, к-рый окончил в 1931. С 1949 преподавал музыковедение в Познанском ун-те, с 1951 — в Ин-те музыковедения при Варшавском ун-те (с 1958 зав. кафедрой всеобщей истории музыки, с 1960 профессор), в 1951-58 рук. муз. отдела в Ин-те иск-ва Мин-ва культуры и иск-ва (позднее Ин-т иск-ва Польской АН). Был гл. редактором ряда польских муз. журналов, в т. ч. "Kwartalnik Muzyczny", "Studia Muzykologiczne" (1953-57), журн."Мuzyка" (с 1956), шопеновского ежегодника "Rocznik Chopinowski" ("Annales Chopin", 1956-63), серии "Музыкальные памятники в Польше" ("Monumenta musicae in Polonia", с 1964), a также муз. словаря ("Slownik muzykуw polskich", t. 1-2, Kr., 1964-67). Автор мн. статей и науч. трудов, посв. муз. форме, гармонии и контрапункту, композиторской технике, применяемой в старинной и совр. музыке (особенно в польской), а также работ о произв. Ф. Шопена, о творчестве А. Н. Скрябина и К. Шимановского. X. принадлежат осн. польские учебники по истории музыки. X. интересуется также сов. музыкой; написал ряд рецензий на книги сов. музыковедов (нек-рые статьи X. опубликованы в сб-ках, изданных АН СССР, и в журн. "Советская музыка"), статью "Вопросы советской музыкальной эстетики" ("RMz", 1949, No 15). Под ред. X. и с его статьями изданы сб-ки "Kultura muzyczna Polski Ludowej 1944-55" (совм. с Z. Lissa, Кr., 1957), "Historia muzyki powszechnej" (t. 1-2, Kr., 1957-65), "Z zycia i twуrczosci К. Szymanowskiego" (Kr., 1960).

Сочинения: Technika imitacyjna XIII i XIV wieku, "Kwartalnik muzyczny", 1933, No 19-20; Studium о Organum quadruplum "Sederunt" Perotina, "Polski rocznik muzykologiczny", t. 1, Warsz., 1935; Studia nad twуrczoscia Karola Szymanowskiego, cz. 1: Problem tonalny w "Slopiewniach", там же, cz. 2, Warsz., 1936; Melodyka K. Szymanowskiego w swietle przemian tonalnych, "Muzyka Polska", 1938, No 7/8; Problem formy w okresie wielkich przemian, там же, 1938, No 12; Metodyka nauczania form muzycznych, Kr., 1946; Zagadnienie formalizmu i tendencje ideologiczne w polskiej muzyce wspolczesnej..., "RMz", 1948, No 20; О spolecznej wartosci dzeila muzycznego, там жe, 1949, No 2; Zagadnienia radzieckiej estetyki muzycznej, там же, 1949, No 15; Preludia F. Chopina, Кr., 1950; Muzyka polskiego odrodzenia, Warsz., 1953, 1954 (совм. с Z. Lissa) (рус. пер. — Лисca З., Хоминьский Ю., Музыка польского Возрождения, в сб.: Избранные статьи польских музыковедов, сб.: 2, М., 1959, с. 21-92); Formy muzyczne, t. 1-2, Kr., 1954-56; Problem dodekafonii, "Muzyka", 1956, rok 1, No 1; Z zagadnien techniki kompozytorskiej XX-go wieku,"Muzyka", 1956, No 3; Sonaty Chopina, Kr., 1957, 1960; Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1-2, Kr., 1958-62 (укр. пер. — Iстoрia гармонiп та контрапункту. Переклад з польскоп, т. 1-2, Кипв, 1975-79); Kolorystyka dzwiekowa Skriabina, "Muzyka", 1959, No 2; Ewolucja faktury iortepianowej Chopina, Warsz., 1960; Einige Probleme der Klangtechnik von Liszt, "Studia musicologica", 1963, Bd 5; Die Beziehungen der polnischen Musik zu Westeuropa vom XV. bis zum XVII. Jahrhundert, в сб.: Musica antiqua Europae Orientalis, Warsz., 1966; Muzyka Polski Ludowej, Warsz., 1968; Studia nad twуrczoscia K. Szymanowskiego, Kr., 1969.

Литература: Бэлза И., Музыковедение в западнославянских странах, в кн.: Современное искусство за рубежом. Очерки, М., 1964, с. 198-229; Wspуlczйsni muzykolodzy polscy, "RMz", 1949, No 7-8; Twуrczosc naukowa, в кн.: Kultura muzyczna Polski Ludowej, red. Z. Lissa i J. Chominski, Kr., 1957; Bristiger M., Muzykologia i pismiennictwo muzyczne w latach 1957-1963, в кн.: Polska wspуlczesna kultura muzyczna, pod red. E. Dziebowskiej, Kr., 1968.

З. Лисса.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me