Интермедия

(от лат. intermedins — находящийся посреди, промежуточный; итал. intermedio, intermezzo, франц. intermиde, нем. Intermedium).

1) Муз. пьеса или к.-л. рода сценич. представление (пантомима, балет, маскарад, род оперной сцены) между актами спектакля. Появилась в Италии в конце 15 в., вначале применялась преим. в постановках комедий. Целью И. было развлечь зрителя, а также подчеркнуть деление спектакля на акты (это было особенно важно при исполнении классич. лат. комедий). Нередко И. привлекала большее внимание слушателей, чем сама пьеса, в к-рую она включалась. Связь И. с осн. действием, как правило, полностью отсутствовала или была очень отдалённой. Сюжеты сценич. И. обычно заимствовались из мифологии. Большое значение в И. приобрели сценич. оформление, костюмы и декорации. Первоначально в них господствовала инстр. и ансамблево-хор. музыка (произв. типа мадригала). С 17 в. важное место в И. занимают сольное пение, диалоги. В это время появляются И., к-рые могут рассматриваться как маленькие оперы, исполняемые "параллельно" осн. действию, вперемежку с ним. Таковы, напр., опера Д. Белли "Страдающий Орфей" (1616), написанная как И. к "Аминте" Тассо, опера О. Верницци "Улисс и Цирцея" (1619) — И. к пьесе "Алькей" Бранки.

В Италии И. писали братья К. и Дж. Ч. Монтеверди, С. Росси, М. да Гальяно, Ф. Витали и др. В том же 17 в. И. распространилась в др. странах. Каждой нац. разновидности сценич. иск-ва был присущ свой тип И. Так, во французской лирической трагедии И. представляла собой исключительно балетные номера. Само проникновение И. в трагедию было важным завоеванием 17 в., свидетельствовавшим о росте самостоятельности И. (в трагедии не было необходимости в И. для подчёркивания деления на акты, т. к. эту роль выполнял хор).

И. в опере-сериа носили преимущественно комедийный, юмористич. характер; они накладывали отпечаток на восприятие всего представления. Лишь в Вене и при нем. дворах, в связи с реформой П. Метастазио и А. Дзено, И. в 20-х гг. 18 в. были изгнаны из оперы-сериа как чуждый элемент. Особенно большое развитие И. в опере-сериа приобрели в Италии. Многие И. переходили из оперы в оперу, исполнялись и самостоятельно. Наиболее значит. итал. И. явилась "Служанка-госпожа" Перголези (1733), написанная им для собств. оперы-сериа "Гордый узник". "Служанка-госпожа" положила начало развитию итал. оперы-буффа, вызвала во Франции знаменитую "войну глюкистов и пиччинистов" и способствовала зарождению франц. комич. оперы; одним из первых её образцов явилась И. "Деревенский колдун" (1752), написанная Ж. Ж. Руссо под впечатлением "Служанки-госпожи".

В России в 17-18 вв. И. наз. короткие сцены комич. характера, разыгрывавшиеся 2-3 персонажами между действиями драмы (часто это были пародии на саму драму, иногда — инсцениров. анекдоты или популярные в то время в народе шутки). В т.н. драмах-панегириках встречались и муз. И. В эпоху Петра I И., направленные против врагов царских реформ, носили резко сатирич. характер. Популярность таких И. была очень велика. В конце 18 в. в ярмарочных представлениях зародился новый вид балаганной И. Один из самых популярных героев этих И.- Петрушка.

2) Эпизод в фуге, связывающий различные проведения темы, называется также интерлюдией и дивертисментом (2).

Литература: Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-1904; Rolland R., L'opйra avant l'opйra, в его кн.: Musiciens d'autrefois, P., 1908, рус. пер. в кн.: Роллан Р., Музыканты прошлых дней, М., 1938; Pulver J., The intermezzi of the opera, "Proc. Mus. Association", XLIII, 1917; Rolandi U., Il libretto per musica attraverso i tempi, Roma, 1951; Magagna to L., Teatri italiani del Cinquecento, Venezia, 1954; Engel H., Nochmals die Intermedien von Florenz 1589, в кн.: Festschrift Max Schneider, zum 80 Geburtstage, Lpz., (1955); Lazarevich G., The Neapolitan intermezzo and its influence on the symphonic idiom, "MQ", 1971, v. LVII, No 2.

E. А. Мнацаканова, M. А. Зильберквит.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Интермедия — ИНТЕРМЕДИЯ — комические сценки, вставляемые между действиями основной пьесы. Через И., называвшиеся еще интерлюдиями (от латинского слова ludus — игра), в средние века проникает в мистерию светское начало... Литературная энциклопедия
  2. интермедия — -и, ж. 1. Вставная сцена или пьеса, обычно комического содержания, исполняемая между актами драматического или оперного произведения. 2. муз. То же, что интерлюдия. [От итал. intermedio — промежуточный] Малый академический словарь
  3. интермедия — Интерме́ди/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. Интермедия — (от лат. intermedius— находящийся посреди, промежуточный) 1) небольшая пьеса или сцена (пантомима, танец, музыкальное или инструментальное произведение), обычно комического характера, разыгрываемая между действиями драматического спектакля. Большая советская энциклопедия
  5. интермедия — орф. интермедия, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. Интермедия — ИНТЕРМЕДИЯ (интерлюдия, entremeses в старо-испанском театре, «между-вброшенные забавные игралища» — в древне-русском) комические сцены, иногда одноактная комическая опера, балет, пантомима, или музыкальные номера... Словарь литературных терминов
  7. интермедия — (иноск.) — отдельный, промежуточный случай во время какого-либо события, имевший связь или влияние на исход его (намек на интермедии театральные... Фразеологический словарь Михельсона
  8. интермедия — ИНТЕРМЕДИЯ [тэ], -и; ж. [от лат. intermedius — средний, находящийся посредине] 1. Представление, обычно комедийного характера, разыгрываемое между действиями спектакля. 2. Небольшая вставная музыкальная пьеса, исполняемая между актами в опере. 3. = Интерлюдия. Толковый словарь Кузнецова
  9. интермедия — ИНТЕРМЕДИЯ [тэ], и, ж. Комическая пьеска, исполняемая между актами драматического представления. Толковый словарь Ожегова
  10. интермедия — [тэ], интермедии, ж. [ит. intermedio] (театр., лит.). Небольшая комическая пьеска, обычно исполняемая между двумя актами драматического представления. Большой словарь иностранных слов
  11. интермедия — ИНТЕРМ’ЕДИЯ [тэ], интермедии, ·жен. (·итал. intermedio) (театр., лит.). Небольшая комическая пьеска, обычно исполняемая между двумя актами драматического представления. Толковый словарь Ушакова
  12. интермедия — интермедия ж. 1. Самостоятельная сценка (обычно комического характера), исполняемая между действиями или в середине действия драмы, оперы и т.п. || Короткая комическая сценка, разыгрываемая клоунами (в цирке). Толковый словарь Ефремовой
  13. интермедия — интерме́дия "сцена в антракте", укр. iнтерме́дiя. Из польск. intermedium. Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. интермедия — ИНТЕРМЕДИЯ ж. лат. небольшое зрелищное (театральное) сочинение, написанное для представления посреди других двух зрелищ; оно, либо служит введением к другому представлению, либо относится до празднуемого торжества и пр. Толковый словарь Даля
  15. Интермедия — Или интермеццо (Intermedio, intermezzo) — маленькая музыкальная пьеска в простой коленной форме, преимущественно веселого характера. И. часто помещается между пьесами, написанными в более обширной форме и в более серьезном характере. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона