Изай Э.

(Ysaяe) Эжен (16 VII 1858, Льеж — 12 V 1931, Брюссель) — бельг. скрипач, композитор, дирижёр, педагог и муз.-общест. деятель. Род. в семье музыканта. Игре на скрипке учился с 4-летнего возраста под рук. отца — скрипача и театр. дирижёра, с 7 лет — в Льежской консерватории у Д. Хейнберга. Играя одновременно в оркестрах, в 1869 был вынужден оставить занятия в консерватории. Спустя неск. лет, при содействии А. Вьётана, был вновь принят в класс Р. Массара. С 1874 учился в Брюссельской консерватории у Г. Венявского, в 1876-79 — в Париже у А. Вьётана. Уже в эти годы проявились характерные черты исполнит. иск-ва И. — пламенный темперамент, мощь и красота тона. В 1879-83 концертмейстер симф. оркестра Б. Бильзе в Берлине, где в 1881 его игру услышал А. Г. Рубинштейн (познакомился с ним ранее в Париже). Увлёкшись необычайным дарованием И., Рубинштейн совершил с ним конц. поездку по Норвегии и Швеции и в 1882 приехал с И. в Россию. В Петербурге И. впервые выступил с самостоят. сольными концертами, гастролировал в Москве, Киеве, Одессе. Близкое общение с великим рус. пианистом оказало решающее влияние на формирование артистич. индивидуальности И., к-рый походил на Рубинштеина не только "львиным" обликом, но и характером исполнит. дарования. Его он называл своим "подлинным учителем в искусстве интерпретации". Любовь к стране, где он начал артистич. карьеру, И. сохранил на всю жизнь. Почти ежегодно он концертировал в России (последний раз в 1912), дружеские отношения связывали его со мн. рус. муз. деятелями (у И. учился и ряд рус. скрипачей: М. И. Пресс, М. Г. Эрденко, Н. С. Мильштейн и др.). С 1886, после триумфальных выступлений в Париже, начинается наиболее интенсивный период разносторонней муз. деятельности И. Он сближается с группой франц. композиторов (С. Франк, Э. Шоссон, К. Дебюсси и др.), становится пропагандистом их творчества. С 1886 И. — профессор Брюссельской консерватории, в 1888 основал свой знаменитый струн. квартет, с 1895 дирижёр и директор организованных им "Концертов Изаи", имевших громадное значение для развития муз. культуры Бельгии (существовали до 1940), В 1918-22 И. жил в США, руководил симф. оркестром в Цинциннати. Как скрипач выступал до 1928. В последние годы жизни И. был занят проектом организации Междунар. муз. фонда, междунар. конкурсов, к-рые должны были, по его мысли, способствовать выдвижению молодых талантливых артистов. Проект И. был осуществлён лишь после его смерти. В 1937 в Брюсселе состоялся 1-й междунар. конкурс скрипачей им. Эжена Изаи, в 1938 — 1-й междунар. конкурс пианистов. И. принадлежал к триаде великих скрипачей, царивших на конц. эстраде в конце 19 и нач. 20 вв. Наряду с классич. величием и патетикой Й. Иоахима, волшебной лёгкостью и вкрадчивой чувствительностью П. Сарасате, иск-во И. олицетворяло дух свободной поэтич. импровизации. Последний по времени скрипач романтич. направления, он захватывал глубокой экспрессией игры, завораживающей силой ритма, выразительностью и блеском техники, яркостью создаваемых им муз. образов. Свободное от узкотрактуемого традиционализма, исп. И. внесло свежую струю в скрипич. иск-во, оказало сильное влияние на Ф. Крейслера, Ж. Тибо, Дж. Энеску, считавших себя его учениками. Велико значение И. как камерного исполнителя, утверждавшего в конц. репертуаре скрипачей сонатный жанр. В содружестве с пианистом Р. Пюньо он дал новое истолкование жанру скрипич. сонаты от И. С. Баха до С. Франка, ставшее образцом для последующих поколений скрипачей. И. был вдохновителем и первым исполнителем мн. произв. совр. ему франц. и бельг. композиторов. Для него написаны и ему посв. "Поэма" для скрипки с оркестром и концерт Э. Шоссона, соната для скрипки и фп. и струн. квартет С. Франка, струн. квартет К. Дебюсси, соната Г. Лекё и др. И. был талантливым композитором, автором скрипич. произв. Начав с подражания А. Вьётану, он с годами пришёл к созданию собств. стиля, в к-ром своеобразно претворены влияния Франка и франц. импрессионистов. Б. ч. сочинений И. программна и написана в свободной "поэмной" форме, таковы "Зимняя сказка" ("Chant d'hiver"), "Экстаз" ("Extase"), "Элегическая поэма" ("Poиme йlйgiaque") и др. В своих сонатах для скрипки соло И. применил ряд технич. упрощений, разносторонне использовал звучание открытых струн, раскрыв с неслыханной до него полнотой и красочностью звучание скрипки. Творч. принципы И. были развиты Ф. Крейслером. И. принадлежит также ряд транскрипций (в т.ч. "Этюд в форме вальса" К. Сен-Санса), редакций классич. произв., каденций к концертам Дж. Б. Виотти, В. А. Моцарта и др. Он является автором оперы "Шахтёр Пьер" ("Piйr li Houyeux", 1931, Льеж).

Литература: Ямпольский И., Эжен Изаи (с прилож. "Из высказываний Изаи о музыке и музыкантах"), "СМ", 1958, No 8; Гинзбург Л., Эшен Изаи, М., 1959; Rinсhеrlе М., Eugиne Ysaяe, в его кн.: Feuillets d'histoire du violon, P., 1927, 1938; Quitin J., Eugиne Ysaяe: йtude biographique et critique, Brux., 1938; Jaques-Dalcroze E., Eugиne Ysaяe. Quelques notes et souvenirs, "RM", 1939, No 188; Сhristen Е., Ysaяe, Gen., 1946; Ysaяe A., Eugиne Ysaяe. Sa vie, son oeuvre, son influence. D'aprиs les documents recueillis par son fils, Brux., 1946; Eugиne Ysaяe. Centenaire de la naissance de Eugиne Ysaяe, Liиge, 1958.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me