Издательства музыкальные

Организации и фирмы, выпускающие ноты, книги о музыке, муз. журналы. Прообразом И. м. явились существовавшие в эпоху позднего средневековья небольшие предприятия, занимавшиеся размножением муз. произв. путём переписки нот. Как учреждения в совр. значении этого понятия, осуществляющие промышленный выпуск печатной нотной продукции, И. м. возникли во 2-й пол. 15 в. в Зап. Европе, когда с изобретением книгопечатания и развитием типографского иск-ва были созданы и технич. предпосылки для нотопечатания. На раннем этапе развития И. м. (15-17 вв.) функции нотопечатника, муз. издателя и торговца обычно совмещались в одном лице. Первые нотопечатни были основаны лицами, причастными к изобретению новых способов нотной печати или их усовершенствованию. В 1482 венецианец О. Скотто награвировал на дереве и напечатал сборник месс. В 1501 там же, в Венеции, вышло первое издание (сборник светских песен), напечатанное изобретателем подвижного нотного шрифта О. Петруччи. Способ набора нот, изобретённый Петруччи, широко распространился в Европе. В 1525 он был усовершенствован франц. гравёром П. Отеном. В 1755 Г. И. Брейткопф изобрёл новый шрифт, позволявший набирать сложные по фактуре ансамблевые произв.

Уже с нач. 16 в. в Италии, Франции, Англии, Нидерландах и Германии начинают складываться первые очаги муз.-издат. дела. Среди известных муз. издателей того времени: О. Петруччи, А. Гардано (Венеция), П. Аттеньян, Р. и А. Баллары (Париж), Т. Ист, Дж. Таллис и У. Бёрд (Лондон), Т. Сузато (Антверпен), Э. Эглин, С. Гримм (Аугсбург), X. Отт (Нюрнберг) и др. Первоначально издавалась мензуральная музыка, затем мадригальная лит-ра, ансамблевые инстр. произв., церк. музыка. С изобретением в 1-й пол. 18 в. нотного гравирования на гартовых досках (изобретатели — англичане Дж. Клуэр, Дж. Уолш и Р. Мирер), получившего широкое практич. применение, начался интенсивный рост собственно И. м. Важнейшие муз.-издат. фирмы: в Нидерландах (Амстердам) — Роже, Ле Сен, Хуммель; в Великобритании (Лондон) — Уолш, Бремнер, Уелкер, Престон; во Франции (Париж) — Ле Клерк, Байё, Юберти; в Австрии (Вена) — Тратнер, Артария, Молло и Капли, Мекетти; в Германии (Нюрнберг) — Шмидт, Хафнер. С кон. 18 в. средоточием И. м. становятся Лейпциг (где начинает работать крупнейшая муз.-издат. фирма Брейткопф и Хертель, позднее К. Петере и др.) и Милан (Рикорди). В 1-й пол. 19 в. возникают такие ставшие известными изд-ва, как Шотт, Андре, Фридрих Хофмайстер, Бузи энд Хокс и др. Проникновение в 19 в. муз. иск-ва во всё более широкие демократич. круги населения, расширение обучения музыке, открытие мн. муз.-уч. заведений (школ, консерваторий) и связанная с этим дифференциация муз. педагогики как самостоят. отрасли, рост симф. оркестров и оперных т-ров потребовали резкого увеличения выпуска нот и книжной продукции о музыке (особенно муз.-педагогич. лит-ры). Одновременно происходил процесс коммерциализации муз.-издат. дела. Этому способствовало широкое распространение салонной музыки (разл. рода пьес, преим. для фп. и скрипки, романсов, всевозможных переложений, аранжировок и др.), возникновение мн. оркестров (исполнявших гл. обр. танцы, поппури, парафразы, фантазии на популярные оперные арии, опереточную музыку и др.), ставших массовыми потребителями нотной продукции, а также изобретение (в кон. 18 в.) литографии, совершившей переворот в нотопечатании. Литография упростила и удешевила выпуск массовой нотной лит-ры. Стало возможным выпускать недорогие серийные издания произведений классической музыки. Первыми их начали выпускать издательства Литольф (1864, Брауншвейг) и Петере (1867). Распространение в 20 в. лёгкой музыки, разл. рода театр. представлений (ревю), эстрадных т-ров типа мюзикхолла, джаза и киномузыки сказалось на дальнейшей коммерциализации муз.-издат. дела. Возникает множество небольших муз.-издат. предприятий, специализирующихся на выпуске развлекат. музыки, особенно модных песенок (шлагеров). Вместе с тем всё более чётко определяется круг деятельности крупных муз.-издат. фирм, выпускающих произв. классиков и совр. композиторов (оперы, симфонии, камерная музыка), книги, науч. музыковедческую лит-ру, муз. журналы, выявляется роль этих фирм в развитии нац. муз. иск-ва. Среди крупнейших совр. И. м. капиталистич. стран: Брейткопф и Хертель (осн. в 1795, Германия; с 1945 в ГДР, частично в ФРГ), Рикорди (осн. в 1808, Италия), Новелло и К? (1829, Великобритания), Доблингер (1857. Австрия), Ширмер (1861, США), Дюран (1870, Франция), Беренрайтер (1924, ФРГ) и др. Размах их деятельности во многом определяют новые методы производства, осн. на фотомеханич. воспроизведении нотного и книжного текстов.

И. м. в России. Первые опыты муз.-издат. дела в России были предприняты Моск. печатным двором в 1652 и 1668. Однако они не получили практич. осуществления. Первым рус. нотным изданием являются сравнительные таблицы ("двознаменные") крюковых и линейных нотных знаков, носящие уч. характер. Эти таблицы, награвированные на медных досках, исследователи относят к 1679 и полагают, что они были отпечатаны моск. органистом С. Гутовским, изобретшим в эти годы печатный станок оригин. конструкции. В дальнейшем развитии муз.-издат. дела в России значит. роль сыграла типография Академии наук в Петербурге (1727), выпускавшая и ноты. В числе первых нотных изданий был приветственный кант В. К. Тредиаковского, сочинённый им в честь коронации Анны Иоанновны (авг. 1730). Затем были изданы сб. сонат для скрипки и баса Д. Верокаи (1734) и Л. Мадониса (1738), не уступавшие по художественно-полиграфич. оформлению лучшим западноевроп. нотным изданиям того времени. Здесь же были изданы первые в России муз.-теоретич. труды — трактат Л. Эйлера с нотными примерами ("Опыт новой теории музыки, обоснованный на непреложных законах гармонии", 1739, на лат. яз.), сборник песен "Между делом безделье..." Г. Н. Теплова (1751) и фольклорный сборник "Собрание русских простых песен с нотами" В. Ф. Трутовского (ч. 1, 1776). Ноты типография продолжала выпускать вплоть до конца 18 в. В Москве церк. певч. книги печатала в 1770-72 Моск. синодальная типография. В эти же годы началась муз.-издат. деятельность X. Л. Вевера, арендовавшего в 1773 типографию Моск. ун-та и выпустившего тогда же "Клавикордную школу..." Г. С. Лелейна; спустя год, совм. с И. Б. Керцелли, Вевер начал публикацию первого рус. муз. журнала — "Музыкальные увеселения..." (1774-75). Им же был издан первый рус. оперный клавир — "Деревенской ворожея" И. И. Керцелли (увертюра и песни, 1778). В 1789-91 в Петербурге ноты печатала типография Горного ин-та, издавшая первую рус. оперную партитуру ("Начальное управление Олега", музыка Дж. Сарти, В. Пашкевича и К. Каннобио, либр. Екатерины II, 1791). Дальнейшему развитию муз.-издат. дела способствовал указ о вольных типографиях (1783). Расширяется деятельность книжных и муз. магазинов, нередко издававших ноты (напр., книготорговля Ф. Мейера,. издавшая в 1783 соч. И. Е. Хандошкина и др.), открываются многочисл. муз. магазины, но их издат. деятельность была случайной и, обычно, не носила продуманного систематич. характера. Первым крупным И. м. в России, занявшим почти монопольное положение среди нотных издательств, стала петерб. фирма "Герстенберг и К?", осн. в 1791 (ноты начала печатать с 1793, с 1796 назыв. "Герстенберг и Дитмар"). За шесть лет фирма выпустила св. 200 названий разл. содержания (в т.ч. отдельные произв. рус. композиторов — И. Е. Хандошкина и др.), а также первые рус. муз. альманахи ("Карманная книжка для любителей музыки на 1795 и 1796 годы"). Издания Герстенберга положили начало деятельности специализированных муз.-издат. предприятий. В конце 18 в. в Петербурге существовали муз. изд-ва и нотопечатни — Б. Брейткопфа, работавшего гл. обр. для дирекции имп. т-ров (выпустил также романсы и песни Д. С. Бортнянского), И. И. Вейбрехта, Себ. Жоржа. Заметно оживляется муз.-издат. деятельность с нач. 19 в. В Петербурге и Москве открываются муз. магазины, владельцы к-рых занимаются выпуском нотных изданий. Кроме Ф. Дитмара (к нему в 1799 перешло муз. изд-во Герстенберга), в Петербурге издавали ноты: Г. Дальмас (с 1800), пропагандировавший рус. музыку (соч. Д. Н. Кашина, О. А. Козловского, Хандошкина и др.), И. К. Пец (с 1810), выпустивший ряд произв. западноевроп. композиторов (в т.ч. фп. соч. Дж. Филда), К. Лиснер, К. Ф. Рихтер (с 1825) и др. В те же годы в Москве нотно-издат. деятельность вели: Г. Н. Рейнсдорп, К. Венцель, в нотопечатне к-рого было издано большинство нот, вышедших в Москве в 1812-50 (в т.ч. соч. А. А. Алябьева, И. И. Геништы, А. П. Есаулова, А. Н. Верстовского, М. И. Глинки и др.), Ю. Грессер, К. Ф. Щильдбах, К. Ленгольд и др. В 1829 пианист и композитор М. И. Бернард осн. в Петербурге крупное муз. изд-во на базе приобретённых им изданий муз. магазина Дальмаса (с 1842 выпускал муз. журн. "Нувеллист"). Открываются рус. муз. изд-ва Ф. Т. Стелловского (с 1830), Л. К. Снегирёва (с 1835), П. И. Гурскалина (с 1838), В. Д. Деноткина (с 1844). Возникает первое крупное провинц. муз. изд-во Л. В. Идзиковского в Киеве (1858). С сер. 19 в. происходит процесс укрупнения муз.-издат. дела. В 40-50-х гг. Стелловский скупает фирмы Снегирёва, Гурскалина и Деноткина. Его изд-во сосредоточивает выпуск произв. рус. композиторов (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Верстовского), предпринимает издание опер А. Н. Серова. В 1885 фирма Стелловского переходит к моск. изд-ву А. К. Гутхейля (осн. 1859); в том же году все издания фирмы Бернард приобретает моск. муз. изд-во П. И. Юргенсона (осн. 1861). В 1869 в Петербурге открылось крупное муз. изд-во "В. В. Бессель и К?", выпустившее мн. оперные произв. А. Г. Рубинштейна, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова, издававшее журн. "Музыкальный листок" (1872-77) и "Музыкальное обозрение" (1885-88); в 1875 — муз. изд-во Ю. Г. Циммермана, а в 1882 — его филиал в Москве (изд-во существовало до 1915, после чего перешло в собственность торгового дома "Ленберг, Лекае и К?"). В 1885 М. П. Беляев осн. для пропаганды творчества рус. композиторов изд-во "М. П. Беляев в Лейпциге" с нототорговой базой в Петербурге (гравировка и печать осуществлялись в лейпцигской нотопечатне Редера). Фирма Л. В. Идзиковского в Киеве, с приобретением в 1896 киевской книжной и муз. торговли Б. В. Корейво, а также всех издат. прав последней, становится крупнейшим муз. изд-вом на Юге России, специализировавшимся на выпуске произв. укр. и польских композиторов. Это ознаменовало новый этап в развитии муз.-издат. дела в России. Названные И. м., а также осн. в 1908 в Москве Н. К. и С. А. Кусевицкими Российское музыкальное издательство (купившее в 1914 фирму Гутхейля) являлись крупнейшими рус. дореволюц. И. м., сыгравшими большую роль в развитии нац. муз. культуры. Выделяется деятельность фирмы Юргенсона, удешевившей издание нот, что оказало воздействие и на др. муз. изд-ва. Кроме дешёвых томовых изданий классиков, ею были выпущены по доступным ценам клавиры популярных опер и огромное количество педагогич. литературы. К нач. 20 в. нотоиздат. дело в России достигло высокого уровня развития, не уступая по технике полиграфич. оформления нот зарубежным И. м. Такие рус. И. м., как фирма Юргенсона, завоевали мировое признание. В первом десятилетии 20 в. существовали многочисл. муз. магазины-фирмы на периферии (в Одессе, Ярославле, Кишинёве, Харькове, Риге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Тбилиси, Саратове и др. городах), занимавшиеся издат. деятельностью. Муз. изд-вами и муз. магазинами в России выпускались каталоги изданных ими нот, являющиеся ценным источником для изучения муз. вкусов эпохи.

После Великой Окт. социалистич. революции муз.-издат. дело переходит в руки гос-ва (декрет Совета Народных Комиссаров от 19 дек. 1918). В 1921 нотные изд-ва и нотопечатни объединяются в единое муз. изд-во, к-рое в 1922 вошло в состав Гос. изд-ва (Госиздата) на правах его муз. сектора. В 1930 муз. сектор Госиздата реорганизуется в самостоят. Гос. муз. изд-во (Музгиз) с отд. в Ленинграде, ставшее крупнейшей всесоюзной муз.-издат. фирмой. В эти же годы работает и ряд др. И. м., в т.ч. кооперативное изд-во "Тритон" (Ленинград, 1925-35), выпускавшее ноты и книги по музыке. Эпизодически выпуском нот занимался ряд обществ. организаций и ведомств: Моск. об-во драм. писателей и композиторов (Модпик, 1917-30), Всесоюзное управление по охране авторских прав (осн. в 1923), Управление муз. учреждений Комитета по делам иск-в РСФСР (в 1937-46). Выпускаются ноты и специализированными изд-вами: Гос. изд-во детской книги (Детгиз, осн. в 1933, с 1964 — изд-во Детской литературы; издаёт дет. книги с нотами, муз. игры и др.), Военное изд-во (осн. в 1924, издаёт произв. воен. музыки — марши, песни). С созданием в 1939 при CK СССР Музыкального фонда СССР, в задачи к-рого входит и издание произв. сов. композиторов, разворачивается его муз.-издат. деятельность в Москве, Ленинграде, а также в союзных республиках. Приобщение к муз. культуре широчайших нар. масс, рост числа проф. муз.-учебных заведений, орк. и хор. коллективов, муз. самодеятельности обусловили и громадный рост нотных изданий и книг по музыке, невиданный для царской России. Неизмеримо выросли по сравнению с дореволюц. временем и сами масштабы деятельности И. м.: огромные тиражи, тщательность редактуры, научность и фундаментальность изданий (напр., такие многотомные издания, как полное собр. соч. М. И. Глинки, Н. В. Лысенко, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, собр. соч. С. С. Прокофьева, Н. К. Метнера, из книг — "История русской советской музыки", "История музыки народов СССР", и др.). В 1956 наряду с Музгизом организуется новое всесоюзное И. м. "Советский композитор" с отд. в Ленинграде (1957-64 и с 1969) и в Киеве (1959-62), основной задачей к-рого является популяризация творчества сов. композиторов. В 1964 Музгиз и "Советский композитор" объединились в одно изд-во "Музыка". В 1967, в связи с огромным ростом проф. муз. иск-ва и муз. самодеятельности, развитием творчества сов. композиторов и возросшей потребностью в нотно-муз. лит-ре, это изд-во разделяется. В СССР работают (1974) специализированные всесоюзные изд-ва — "Музыка" (выпускает рус. и заруб. классич. лит-ру, крупные произв. сов. композиторов, книги по музыковедению и муз. эстетике, в т.ч. серийные издания — "Классики мировой музыкальной культуры", "Памятники русского музыкального искусства", "Замечательные русские музыканты", "Музыкальная культура зарубежных стран", "Музыкальные формы и жанры", "Путеводитель по русской музыке" и др., учебники), "Советский композитор" (издаёт новые произв. сов. и заруб. композиторов, книги о творчестве совр. музыкантов, справочно-библиографич. и педагогич. лит-ру; этим же изд-вом выпускаются журналы "Советская музыка" и "Музыкальная жизнь") и специализированное респ. изд-во "Музична Украша" (выпускает произв. укр. классиков и сов. композиторов, книги по музыке на укр. и рус. языках). Муз. лит-ру выпускают отд. Музфонда СССР в Грузии и Эстонии, общие респ. изд-ва, при к-рых существуют муз. редакции, областные изд-ва. Книги по музыке издают также Академии наук союзных республик. В 1972 в СССР было выпущено 1810 нотных изданий общим тиражом 17 647 тыс. экз. и 202 названия книг по музыке общим тиражом 2472 тыс. экз.

Литература: Музыкальный каталог разным нотам, продающимся у Рейнсдорпа и Керцелли..., М., 1806; Каталог разным нотам, продающимся у Карла Ленгольда в Москве, М., 1823; Каталог изданий П. Юргенсона в Москве, М., 1889; Иванов M. M., Исторический очерк пятидесятилетней деятельности музыкального журнала "Нувеллист", СПБ, 1889; К двадцатипятилетию торгового дома В. Бессель и К?. 1869-1894. Краткий очерк музыкальной деятельности фирмы, СПБ, 1894; Каталог музыкальных сочинений изданий М. П. Беляева в Лейпциге, СПБ, 1892-94, 1895; Бессель В., Материалы к истории нотно-издательского дела в России, СПБ, 1895. Каталог изданий музыкальной торговли В. Бессель и К?, СПБ, 1898; Полный каталог изданий П. Юргенсона, М.-Лейпциг, 1900; Краткий обзор деятельности фирмы П. Юргенсона, в кн.: Прейскурант склада музыкальных инструментов и нотопечатни П. Юргенсона, М., 1903; Тридцатипятилетие музыкально-издательской деятельности торгового дома В. Бессель и К?", СПБ, 1904 (с доп. каталогом изд. с 1898); Пятидесятилетие фирмы Леон Идзиковский в Киеве, "РМГ", 1908, No 51-52; Общий полный каталог музыкального магазина П. Юргенсона в Москве, отд. I-VII, М., 1908-09; Полный каталог музыкальных сочинений, изданных в России, СПБ, 1911-12; Каталог изданий фирмы "М. П. Беляев в Лейпциге". 1885-1914, СПБ, (1914); Книги по музыке на русском языке. Музыкальный сектор Госиздата, М., 1930; Юргенсон Б. П., Очерк истории нотопечатания (с перечнем муз. изд-в), М., 1928; Юферов В. Ф., Музыкальная и нотно-издательская деятельность Академии наук и её типографии в XVIII веке, "Вестник Академии Наук СССР", 1934, No 4; Вольная В., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957 (с кратким хронологич. указателем рус. нотных изданий XVIII в., с. 207-35); его же. Русские нотные издания XIX — начала XX века, Л., 1970; Кунин М., Нотопечатание. Очерк истории, М., 1966; Иванов Г. К.,. Нотоиздательское дело в России. Историческая справка, М., 1970; Кidsоn Fr., British music publishers, printers and engravers..., L., 1900; Bertrand P., Les йditeurs de musique, P., 1928; Fischer W. A., 150 years of music publishing In the United States, Boston, 1934; Hopkinson C., A dictionary ot Parisian music publishers, 1700-1950, L., 1954; его же, Notes on Russian music publishers, L., 1959; Sartori Сl., Dizionario degli editori musicali italiani, "Bibliothek di bibliographia italiana", XXXII, Firenze, 1958; Deutsch О. Е., Musikverlagsnummern, В., 1961; Musikverlage in den Bundesrepublik Deutschland und in West Berlin, Bonn, 1965.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me