Ярнович И. М.

Ярновик, Джорновики, Джарновикки и др. варианты фамилии (свыше 15) (Jarnovic, Giarnovicchi) Иван Мане (Джованни Мане) (между 1735 и 1745 — 11(23) ХI 1804, Петербург) — хорв. или итал. скрипач и композитор. Данные о жизни Я. в Хорватии отсутствуют. Учился, возможно, у скрипача А. Лолли в Штутгарте. В 1770-79 жил в Париже, где в 1773 выступил впервые публично. С 1779 концертировал в Германии, где нек-рое время был первым скрипачом в оркестре прусского принца Фридриха Вильгельма II, выступал в Варшаве (1782) и Петербурге (с 1783; до нач. 1786 придворный камерный музыкант Екатерины II); затем жил в разных городах Европы, в т. ч. в Вене, концертировал в Москве (1789), в 1791-94 скрипач и дирижёр в Лондоне. После 6-летнего пребывания в Гамбурге вернулся в Петербург (1802). Соч. Я. печатались мн. издателями в разных странах. Бурная жизнь скрипача нашла отражение в позднейшей беллетристике (франц. роман "Jarnowick" Г. Денуартер-Ле-Бризуа и новелла "Урок Ярновика" ("Une leзon de Jarnovich") П. Смита, оба произведения — 1844). Э. Т. А. Гофман упоминает Я. в новелле "Барон фон Б." ("Ученик Тартини", 1819).

Игра Я. отличалась виртуозной техникой, чистым и тёплым тоном и искренностью выражения (отзывы А. Гировеца и К. Диттерсдорфа). Муз. наследие Я. полностью не учтено и недостаточно изучено. Я. считается представителем франц. школы скр. иск-ва; в то же время музыковедами отмечается близость его изящной, орнаментированной мелодики и блестящей техники письма к итал. и венской школам (в квартетах — влияние В. А. Моцарта). Я. использовал в скр. концертах жанры полонеза (финалы), романса; в своих произв. и в конц. выступлениях часто обращался к мелодиям нар. песен, в т. ч. русских (вариации). В его 7-й концерт входит "Русское рондо". Под назв. "Русский танец" ("La danse Russe") вариации Я. на тему "Камаринской" введены в балет "Лесная девушка" П. Враницкого (1796), откуда в том же году Л. Бетховен взял тему для 12 клавирных вариаций "sur la dance Russe".

Сочинения: для opк. — 7 симфоний; 20 концертов для скр. (сохранились 16 партитур и 4 в перелож. для скр. с фп.; No 1-6, 1773-77, остальные с 1783); рондо для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли — 2 сонаты и A favorite rondo для скр. и клавира, дуэты и др. пьесы для 2 скр., пьесы для скр. и влч., для 2 скр. с basso continuo, 3(6?) струн. квартетов; фантазия в форме рондо для клавира.

Литература: Штейнпресс Б. С., К творческой истории "Камаринской", в его кн.: Очерки и этюды, М., 1980; Schneider A., Un virtuose croate en France au XVIIIe siиcle: Ivan M. Jarnovic, в сб.: "Annales de l'Institut franзais de Zagreb", 1942/43, annйe 6/7, No 20-23; его жe, Ivan Mane Jarnovic, Zagreb, 1944; Mooser R. A., Violinistes-compositeurs italiens en Russie eu XVIIIe siиcle, "RMI", 1950; eго жe, Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, t. 2, (Gen.), (1951), p. 379-81; Djuric-Klajn S., Un contemporain de Mozart, Ivan-Mane Jarnovic, в сб.: Bericht ьber den Internationalen Musikwissenschaftlichen Kongress Wien, Mozartjahr 1956, Graz — Kцln, 1958; Pincherle M., Le monde des virtuoses, P., 1961; Graf M., Der Geiger und Komponist I. M. Jarnovic, "Das Orchester", 1967, Jahrg. 15, Jul.-Aug.; White G., The violin concertos of Giornovichi, "MQ",1972, No 1.

Б. С. Штейнпресс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me