Музыкальная энциклопедия

Эфиопская музыка

Эфиопская музыкаМуз. культура Эфиопии благодаря особенностям географич. положения страны (расположена на стыке Африки и Азии) складывалась во взаимодействии с разл. культурами, в т. ч. древнеегип., древнееврейской, позднее арабской, а также нек-рых африканских. Вобрав мн. влияния, с 8 в. Э. м. долгое время развивалась в изоляции от внешнего мира и выработала своеобразные стили и формы. Существ. роль отводится музыке и литургич. танцу в христианской монофиситской церкви (в 5-6 вв. христианство стало господствующей религией Эфиопии). При мн. монастырях создавались школы пения (зема-бет), готовящие высококвалифицир. церк. певчих - дэбтэра (к 19 в. стали известны школы церковного пения в Дэбрэ-Аббай, Гондэре). Песнопения, входящие в литургию и др. богослужения, исполняются хором a cappella (преобладает унисонное пение с элементами гетерофонии), а также в сопровождении систра цынацыль, барабана кэбэро (эти инструменты используются только в сакральной сфере). Для церк. музыки характерны хроматика, богатая орнаментика.

Согласно преданию, систематизацию важнейших песнопений осуществил в 6 в. легендарный музыкант - св. Яред. Антифонарий "Дэггуа" и др. сб-ки песнопений ("Цома Дэггуа", "Мауасеэт", "Меэраф") содержат тексты песнопений, снабжённые знаками нотации мнемонич. типа. В 16 в. деятели эфиопской церкви Гэра и Рагуэль внесли существ. вклад в формирование системы нотации, основанной на сокращённом обозначении мелодич. оборотов (серайе) с помощью спец. знаков - мэлекет, использующих буквы слогового письма языка гыыз. Культовая музыка и танцы исполняются также вне церкви (в религ. процессиях и т. п.), причём при участии и светских музыкантов, играющих на инструментах, не использующихся в церкви. Церк. музыка, сохраняя архаич. черты, связанные с др.-евр,, др.-егип. и сирийско-визант. влияниями, впитала мн. особенности нар. музыки Эфиопии.

В связи с пестротой и разнородностью этнич. состава населения богата и разнообразна традиц. Э. м. Так, для народов Центр. плато (амхара, тиграи и др.) характерно преобладание вок. музыки: распространены разновидности песни-танца зэфэн, воинские песни фукэра, плачи мушо. Пение преим. одноголосно (за исключением.2-голосия, встречающегося у хамина - бродячих певцов низших сословий), мелодика основана на пентатонич. звукорядах, богата мелизматикой. Вок. жанры преобладают также у разл. групп народов галла (оромо), тематика многочисл. песен к-рых отражает особенности их хозяйств, уклада (большинство оромо - скотоводы). В муз. традициях народов юго-зап. Эфиопии (консо, гимира, маджи и др.) важную роль выполняют инстр. ансамбли (флейты, рога); встречается многоголосие разл. типов (в т. ч. сложные 4-гол. хоры у народности дорзе). Господство на значит. территории Эфиопии ислама (с 10-12 вв.) привело к проникновению в фольклор прибрежных (народ тигре), восточных (данакиль, адэре, сомали) и центральных (часть оромо и гураге) р-нов страны арабо-мусульм. муз. жанров.

Разнообразен муз. инструментарий. У народов Центр. плато широко представлены струн. щипковые - бэгэна (10 струн), кырар (6 струн), однострунный смычковый мэспнко (масинко); из духовых популярны вашинт (вертикальная флейта с 4 отверстиями; первоначально - пастушья свирель), ымбылта (эмбилта; флейта с 1 отверстием), труба малакат; из ударных - барабаны атамо, литавры нэгарит. В юго-зап. областях встречаются бамбуковые трубы дл. 2-6 м, разл. флейты, в т. ч. флейты Пана, и рога; у нилотских народов - ксилофоны и ламеллофоны типа санза. В этих р-нах на муз. инструментах играли лишь члены низших ремесленных каст (кожевников, гончаров, кузнецов и др.).

Носителями традиц. муз. культуры в Эфиопии были проф. певцы-сказители азмари. Они нередко служили при дворах знатных вельмож, а также путешествовали по стране, сообщая новости и исполняя песни героико-историч. и философского содержания. Их песни зачастую содержали острую социальную критику. Отличит. особенность азмари - сольное пение, сопровождаемое виртуозной игрой на мэсинко или кыраре. Хамина (члены касты отверженных) поют небольшими группами и без инстр. сопровождения (на языке народов тиграи обе эти категории обозначаются термином "уата"). В прошлом профессия азмари презиралась. Несколько трансформированная традиция азмари сохранилась в совр. Эфиопии, престиж их растёт, создано проф. объединение азмари. Известностью в стране пользуются Тылахун Гэссэсе, Мэлаку Гэлау, Гэтамесай Абэбе.

Существ. изменения в муз. жизни Эфиопии связаны с проникновением в страну элементов европ. культуры (кон. 19 - нач. 20 вв.), быстрым ростом городов (1-я треть 20 в.). Появились дух. бэнды (первый военный бэнд осн. в 1924 К. Налбандяном), танц. оркестры (1947) и хор. коллективы европ. типа. В городах возникли новые формы муз. жизни - исполнение музыки на эстраде. Получила распространение музыка, сочетающая местные и евро-амер. черты. Комп. Каньятта Иофатаха Негуссе, Алэка Мэлаку Бэгго-сеу впервые применили европ. систему нотации. Основываясь на нац. материале, они используют в своём творчестве элементы европ. муз. языка. В 1940-50-х гг. были созданы многочисл. ансамбли, состоящие из европ. муз. инструментов и ориентированные на евро-амер. массовую культуру. Одноврем. появились т. н. фольклорные оркестры, включающие разл., гл. обр. модифицированные, нац. инструменты. Для музыки, исполняемой обоими видами ансамблей, характерно существ. упрощение мелодики и метроритмич. структур по сравнению с традиц. формами.

В то же время в 50-60-х гг. возрос интерес к традиц. Э. м. В 1952 началось серьёзное изучение фольклора (этим занималось этнологич. студенч. об-во при Университетском колледже в Аддис-Абебе). Появились первые эфиопские музыковедч. работы, посв. нац. музыке (Ашшэннафи Кэбэдэ, Тито Лэписа, Тэсфае Лемма и др.). Большое внимание уделяется муз. образованию: основаны ф-ты иск-в в ун-тах Аддис-Абебы и Асмары; в 1963 при ун-те Аддис-Абебы создан Центр художеств. творчества. В 1963 в Аддис-Абебе открыта Нац. школа музыки Яреда.

Музыканты страны объединены в муз. ассоциацию, к-рую возглавляет комп. Аманэ Ибрахим, автор ряда камерно-инстр. произв., муз. драмы, революц. песен. Известностью пользуется комп. Даниель Иоханнэс, написавший Гимн социалистич. Эфиопии.

Победа революции (1974) изменила отношение к нац. муз. наследию. Создано Мин-во культуры, в ведении к-рого находится б. ч. проф. муз. коллективов. Популярны ансамбли традиц. музыки Нац. т-ра, Патриотич. т-ра, Рас-театра и Культурной группы при Горсовете г. Аддис-Абеба. Ансамбли из Эфиопии неоднократно выступали в СССР, в сов. муз. уч. заведениях обучаются эфиопские студенты.

Литература: Быстров Б., О музыке абиссинцев, в кн.: Долганев Е., Страна эфиопов, СПБ, 1896; Аврамец Б. A., О некоторых направлениях в изучении традиционной музыкальной культуры Эфиопии, в сб.: Музыка. Научно-реферативный сб., вып. 1, М., 1979; Mondon-Vidailhet С., La musique йthiopien, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire de conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1 (v. 5), P., 1922; Reinhard К., Die Musik der Borana, в кн.: Haberland E., Galla Sьd-Дthiopiens, Stuttg., 1963; Velat В., Me'eraf..., v. 1-2, Louvain, 1966; Sаrоsi В., The music of the Ethiopian peoples, "Studia musicologica", 1966, t. 9; Rоwne M., Ethiopian music: an introduction, L., 1968; Aye1e Takla Haimanot, Il "wata", una tipica figura folkloristica dell'Efiopia, в кн.: Proceedings of the 3rd International conference of Ethiopian studies, v. 2, Addis Ababa, 1970; Tito Lepisa, The three modes and the sings of the songs in the Ethiopian liturgy, там же; Tesfaye Lemma, Ethiopian musical instruments, Addis Ababa, 1975; Ashenafi Kebede, The azmari, poet-musician of Ethiopia, "MQ", 1975, v. 61, No 1; его же, The bowl-lyre of North-East Africa, "Ethnomusicology", 1977, v. 21, No 3.

Б. А. Аврамец.
| Ещё

Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Музыкальная энциклопедия` ?
(англ. banjo) - струнный щипковый (плекторный) инструмент. Ок. 17 в. вывезен из Зап. Африки в юж. штаты США, где получил распространение под назв. banger, bonja, banjo. Первоначально имел корпус в виде плоского открытого снизу барабана с одной кожаной мембраной, длинную шейку без ладов и с головкой; на инструмент натягивалось 4-9 жильных струн, одна из них была мелодической и защипывалась большим пальцем, прочие служили для сопровождения. Звук Б. - острый, резкий, быстро затухающий, с шуршащим о...
армяно-курдский дух. инструмент. Разновидность продольной открытой флейты сринг. Ствол с 8 игровыми отверстиями (7 на лицевой стороне и одно на тыльной) имеет утолщения на концах и кольцевые пояски. Звукоряд диатонический, тембр мягкий, бархатистый. Б. распространён в Зап. Армении; подобно срингу, он является инструментом пастухов-овчаров....
Адольф Давидович (21 III(2 IV) 1851, Таганрог - 22 I 1929, Манчестер, Англия) - скрипач и педагог. В 9-летнем возрасте дебютировал в Одессе. В 1860-66 учился в Венской консерватории в классе Й. Хельмесбергера, был участником (2-я скрипка) его струн. квартета. В 1866-68 играл в придв. оркестре, выступал как солист. В 1873 возвратился в Россию. В 1874-78 преподавал в Моск. консерватории. В 1879 дирижировал симф. концертами в Киеве. С 1881 жил за границей, гастролировал во мн. странах....
(Wegelius) Мартин (10 XI 1846, Хельсинки - 22 III 1906, там же) - фин. композитор, дирижёр и педагог. Изучал философию в ун-те в Хельсинки (в 1869 получил степень магистра). В 1870-78 занимался у Р. Библа (композиция) в Вене, Э. Ф. Рихтера и О. Пауля (гармония и композиция) в Лейпциге, Й. Рейнбергера (композиция) в Мюнхене. В 1878-79 был дирижёром Финского театра в Хельсинки. С 18...
(итал. duettino, уменьшит. от duetto - дуэт) - небольшая пьеса для двух исполнителей (см. Дуэт). Bок. Д. обычно пишутся c инстр. сопровождением. Жанр вок. Д. охотно использовал в своих операх B. A. Mоцарт; напр., "Cвадьба Фигаро" содержит 6 Д. (No 1, 2, 5, 14, 16, 20). Д. встречается и в pyc. музыке (напр., дуэттино Pуслана и Финна во 2-м действии оперы "Pуслан и Людмила"....
(Iwaszkiewicz) Ярослав (р. 20 II 1894, деревня Кальник, ныне Винницкой обл.) - польский писатель и муз. критик. Лауреат Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" (1970). В 1912-18 учился на юридич. ф-те ун-та и в консерватории в Киеве. С 1918 жил в Варшаве. Один из рук. Союза писателей ПНР, ред. жури. "Творчество" ("Tworczosc"). Близкий друг комп. К. Шимановского. И. - автор мн. статей, посв. творчеству этого композитора, а также либретто его оперы "Ко...
Креэк Кириллус (21 XI (3 XII) 1889, волость Ридала, близ Хаапсалу - 26 III 1962, Хаапсалу) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). В 1908-11 обучался в Петерб. консерватории по классу тромбона у Ф. И. Тюрнера. По теории музыки и композиции занимался под рук. В. П. Калафати и Н. Я. Витола (1912-16). Преподавал в Таллинской консерватории (муз.-теоретич. предметы; с 1947 профессор). Собирал и исследовал эстонский фольклор.
Сочинения: Эстонский реквием[/...
Эдуард Карлович (р. 10(23) XII 1907, с. Руя Валмиерского р-на Латв. ССР) - сов. кларнетист и педагог. Засл. арт. Латв. ССР (1956). Окончил Латв. консерваторию у О. Болма (1932). Артист Гос. симф. оркестра Латв. ССР (1929-41) и оркестра Латв. т-ра оперы и балета (1944-70). Много концертировал, пропагандируя сов. музыку, выступая на Радио. Основоположник послевоенной латв. школы игры на дух. инструментах. Преподаватель Латв. консерватории (в 1947-61 зав. кафедрой дух. инструментов, с 1979 профессо...
Екатерина Анатольевна (30 VII (11 VIII) 1888, Петербург - 1952, Москва) - сов. певица (сопрано) и педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1946). Окончила Моск. консерваторию у У. А. Мазетти (1918). С 1918 инструктор по организации концертов мн. отделов, в т.ч. Муз. отдела нар. образования и Муз. отдела Наркомпроса. В 1923-24 пела на сцене Свободной оперы (быв. Оперный т-р Зимина). В 1924-49 преподавала сольное пение в Моск. консерватории (с 1941 профессор, в...
(Московский академический ордена Трудового Красного Знамени музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Создан в 1941 в результате слияния двух идейно и творчески родственных т-ров: Оперного театра имени К. С. Станиславского и Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко. В своей творческой деятельности оба театра и их руководители ставили целью осуществление реформы оперного иск-ва. Борясь с оперной рутиной и актёрскими штампами, пр...
(Novello) Винсент (6 IX 1781, Лондон - 9 VIII 1861, Ницца) - англ. издатель, композитор, дирижёр, органист. С 1793 пел в хоре мальчиков при посольстве Сардинии под рук. С. Веббе, к-рый издавал также муз. произв. для рим. католич. литургии и оказал влияние на формирование художеств. вкусов Н. До 1849 работал в Лондоне. В 1797-1822 органист капеллы при португ. посольстве. В 1811 основал муз.-издат. фирму. С 1812 служил пианистом и дирижёром итал. труппы А. Ка...
(Reiner) Фридьеш (Фриц) (19 XII 1888, Будапешт - 15 XI 1963, Нью-Йорк) - амер. дирижёр. По национальности венгр. С 1898 учился у X. Кёслера (композиция и дирижирование), И. Томана и Б. Бартока (фп.) в Академии музыки им. Ф. Листа, изучал право в ун-те в Будапеште. Работал дирижёром в т-рах Любляны (1910), Будапешта (Нар. опера, 1911 - 14), был гл. дирижёром Дрезденской оперы (1914-21). Гастролировал в Гамбурге, Берлине, Вене, а так...
(Fiorillo) Федериго (крещён 1 VI 1755, Брауншвейг - после 1823, возможно Лондон) - итал. скрипач, альтист, мандолинист, дирижёр и композитор. Работал во мн. странах, в т.ч. в России: в 1777 - в Петербурге, в 1782-84 - в Риге (дирижёр т-ра). С 1785 играл в парижских "Духовных концертах". В 1788-94 альтист квартета И. П. Саломона в Лондоне. Выступал также как солист (до 1810-х гг.). После 1815 покинул Лондон. Преподавал в Амстердаме,...
Михаил Алексеевич (1893, Петербург - 8 II 1948, Казань) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1945). В 1917 окончил естеств. ф-т Петрогр. ун-та, в 1923 - Петрогр. консерваторию по классу композиции у А. М. Житомирского. С 1918 вёл муз. теоретич. предметы в муз. школах и техникумах Ленинграда. В 1941-42 работал в творч. группе композиторов при Политуправлении Балтийского флота. Преподавал композицию в Ленингр. (в 1926-42, с 1938 профессор) и Казанской (с 1945,...
Юлий Григорьевич (Юда Гилевич) (р. 25 XII 1906 (7 I 1907), г. Стародуб Черниговской губ., ныне Брянской обл.) - сов. флейтист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1941. В 1935 окончил Моск. консерваторию по классу флейты у B. Н. Цыбина, в 1938 - аспирантуру у него же. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). С 1931 солист симф. оркестра Моск. филармонии, с 1941 - Гос. симф. оркестра СССР, в 1950-63 - оркестра Большого т-ра. В 1935-46 выступал к...