Эйхенвальд А. А.

Антон Александрович (1 (13) V 1875, Москва — 1952, Ленинград) — сов. композитор, дирижёр, педагог и этнограф. Нар. арт. Башк. АССР (1945). Отец Э. — художник, мать — арфистка И. И. Эйхенвальд. В 1892 окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества по классу живописи, где занимался у В. Д. Поленова и В. Е. Маковского. Брал уроки у Н. С. Кленовского (гармония), С. И. Танеева (контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка). С 1892 преподавал теорию музыки в муз. классах Кленовского; участвовал в ряде этнографич. экспедиций. На протяжении мн. лет собрал более 4000 нар. мелодий народов Поволжья, Ср. Азии, частично обработал их и использовал в своих крупных соч., отличающихся ладовым своеобразием, опорой на принципы подголосочной полифонии. Хормейстер оперы в Казани (1893), Саратове (1894-1895), позднее дирижёр, нередко также антрепренёр и муз. рук. оперных трупп, в т. ч. в Нижнем Новгороде (1901-03, 1910), Тифлисе (1910), Баку (1910, 1911), Саратове и др. После Oкт. революции 1917 работал в Нар. консерватории и т-ре Красноярска. С 1922 науч. сотрудник ГИМНа (фольклор), в 1934-37 — Туркм. гос. н.-и. ин-та (Ашхабад). В 1924-26 гастролировал как оперный и симф. дирижёр во Франции и Бельгии, в 1927-28 — в Швейцарии. В Париже состоялась премьера его балета-пантомимы "Жар-птица" (1925). В разные годы преподавал в музыкальных уч-щах Казани, Тифлиса, Харькова, Одессы, Перми, Саратова, Уфы, Куйбышева, Ашхабада и др. С 1944 пред. Куйбышевской организации CK РСФСР. Гл. дирижёр Куйбышевского театра оперы и балета (1948-49).

Сочинения: оперы — Степь (1928; 2-я ред. 1930, пост. 1931, Средневолжская краевая опера, Самара), Мэргэн (1940, Башк. т-р оперы и балета, Уфа), Ашказар (1944, там же), Солнечный камень (по сказке Г. Тукая, 1946); 5 муз. комедий, в т. ч. Табачный капитан (1942, Т-р оперы и балета, Куйбышев); балеты — Ёлочка, или Зима (1913, Одесса), Жар-птица (под назв. Иван-царевич. 1925, Париж, т-р "Альгамбра"), Всадники (1947); кантаты — 10-летие Туркмении (1934), 25-летие Башкирии (1944); для орк. — сюиты (в т.ч. сюита на тат. и башк. темы, 1923), увертюры (в т. ч. увертюра на рус. темы, 1895) и марши на темы народов СССР; 4 струн. квартета; пьесы для скр., влч.; ок. 50 романсов и песен; обр. нар. песен и др.

Литература: С. Т., Славный юбилей. (К 75-летию А. А. Эйхен-вальда), "СМ", 1950, No 7.

Б. С. Штейнпресс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me