Музыкальная энциклопедия

Эйслер Х.

Эйслер Х.(Eisler) Ханс (6 VII 1898, Лейпциг - 6 IX 1962, Берлин) - нем. композитор, педагог и обществ. деятель (ГДР). Чл. Коммунистич. партии Германии с 1926. Детство и юность провёл в Вене, где получил начальное муз. образование, в 1919-23 обучался композиции под рук. А. Шёнберга. Ранние, гл. обр. камерные, соч. Э. созданы под сильным влиянием учителя. С 1925 жил в Берлине. Изучение марксизма, сближение с революц. иск-вом повлекли за собой демократизацию музыки Э. В 1927-32 Э. выступал на страницах коммунистич. прессы, преподавал муз.-теоретич. предметы в Марксистской школе, руководил левым крылом Рабочего хор. объединения. В эти годы Э. работал в содружестве с поэтами Э. Вайнертом, Б. Брехтом, певцом Э. Бушем, исполнявшим мн. песни и баллады Э., в т. ч. "Песнь солидарности", "Красный Веддинг", "Коминтерн". Начиная с 1927 Э. писал музыку для т-ра и кино, песни для рабочих хоров, сотрудничал с коммунистич. агитпропгруппами. Важной вехой в развитии социалистич. иск-ва явилась его музыка к назидательным пьесам Брехта "Высшая мера" (1930) и "Мать" по М. Горькому (1931). В 1930-е гг. неоднократно бывал в СССР, написал музыку к документальному фильму о Магнитострое "Песнь о героях".

В 1933, после фашистского переворота, Э. покинул Германию. В 1933-38 жил в разл. странах Европы, участвовал в борьбе испан. республиканцев. К этому периоду жизни Э. относится создание музыки к пьесе-сатире Брехта "Круглоголовые и остроголовые", ряда остропублицистич. баллад и антифашистских песен, в том числе "Песни единого фронта", "Баллады о солдате", "Немецкой песни 1937 года", "Болотных солдат" (обработка мелодии, сложенной узниками концлагеря). Пафосом осуждения фашизма и войны пронизана написанная в эмиграции "Немецкая симфония" (для солистов, хора и оркестра). Тогда же появились реквием "Ленин", кантата "Против войны", 5 пьес для оркестра, радиокантата "Калифорнийская баллада", 9 камерных кантат для голоса с инстр. сопровождением. С 1938 жил в США, был профессором нью-йоркской "Новой школы социальных иссле дований"; затем работал в Лос-Анджелесе преим. в области кино. Совм. с Т. Адорно написал кн. "Сочинение музыки для кино" ("Composing for the films", 1947). В амер. период творчества на материале кинопартитур Э. создана большая часть инстр. произв.: Камерная симфония для 15 инструментов, 2 септета для струн. и духовых инструментов, квинтет "14 способов описания дождя" и др. В это время появился также ряд его лирич. вок. миниатюр, гл. обр. на стихи Брехта, в т. ч. цикл "Голливудская книга песен", в котором большое место занимают настроения горечи, ностальгии. Мотивами обличения войны, фашизма и бурж. образа жизни пронизаны вок. миниатюры "Танковая битва", "Немецкое Miserere", музыка к пьесам Брехта "Страх и нищета в Третьей империи", "Швейк во второй мировой войне", пьеса-аллегория "Галилей". Музыка Э. к антифашистским фильмам получила пр. Амер. академии киноиск-ва ("Палачи тоже умирают", 1942; "Только одинокое сердце", 1944). В 1947 правительство США привлекло Э. к суду за его политически активное иск-во, якобы угрожавшее безопасности гос-ва. В результате протестов ряда видных деятелей культуры Э. был освобождён из-под следствия и покинул США. Недолго пробыв в Австрии, с 1950 обосновался в Берлине, став одним из ведущих композиторов ГДР. Преподавал композицию в Высшей муз. школе, был одним из рук. Академии иск-в ГДР. Написал совм. с поэтом И. Вехером Гос. гимн ГДР (1949). В этот период Э. создал ряд образцов возвышенной светлой гражданской лирики, опирающейся на нем. классич. традиции. Таковы кантата "Середина столетия", вок. триптих "Пример" (сл. И. В. Гёте), кантата "Ковровщики из Куян-Булака" (по Брехту). В 50-е гг. композитор работал над остросоциальной оперой-аллегорией "Доктор Фауст" на собств. либретто (не окончена).

Э. - автор статей, рецензий, очерков по вопросам совр. муз. иск-ва. Муз.-эстетич. высказывания Э., содержащиеся в записанных на магнитофонную ленту интервью, опубликованы в кн. "Беседы с X. Эйслером..." Н. Нотовица (1971) и "X. Эйслер. Беседы с Г. Бунге" (1970, 1975). Чл. Нем. академии иск-в. Нац. пр. ГДР (1950, 1958). Имя Э. присвоено Высшей муз. школе (Берлин). Создан Гос. архив Э. В ФРГ, Нидерландах, Италии, Франции, Зап. Берлине проводились фестивали музыки Э.

Э. - признанный лидер социалистич. муз. иск-ва на Западе. В центре его обширного наследия - всемирно известные песни и баллады революц. и антифашистского содержания, а также партитуры для кино и т-ра. Стиль песен и зонгов Э. сложился как сплав призывно-волевой маршевости и властной ораторской речитации. С его именем связано рождение совр. боевой песни-марша (Kampflied), обращенной к борющимся пролетарским массам. На вок. соч. Э. оказали влияние классич. революц. фольклор, героика Л. Бетховена, маршевые темы Г. Малера. В произв. Э. сочетаются сила и нежность, мужественность и приветливость. В ряде его соч. оригинально воплощены черты гротеска, социальной сатиры (порой с пародийным использованием эффектов джаза), в позднейших - мотивы философски углублённой лирики, в к-рой заметно творч. развитие традиций нем. муз. классики. Э. создал 3 симфонии, более 30 кантат и камерно-инстр. произв., в к-рых применял (особенно в период 30-х-40-х гг.) приёмы 12-тоновой техники. В его симфониях и камерно-инстр. произв. ведущая роль принадлежит характерным для него жанрам Kampflied, что не исключает использования старых поли-фонич. форм (пассакалья, инвенция, фуга) и приёмов вариантного развития.

И. В. Нестьев.

Сочинения: для солистов, хора и орк.- Темп времени (Tempo der Zeit, с чтецом, сл. Д. Вебера, 1929), Высшая мера (Die MaЯnahme, с 3 чтецами, сл. Б. Брехта, 1930), Калифорнийская баллада (Kalifornische Ballade, сл. Э. Отвальта, 1934), реквием Ленин (сл. Брехта, 1937), Немецкая симфония (Deutsche Symphonie, с 2 чтецами, сл. Брехта и др. авторов, 1947; эпилог сочинён в 1959), Середина столетия (Mitte des Jahrhunderts, ел. И. Бехера, 1950), Картинки из военного букваря (Kriegsfibel, ел. Брехта, 1957); для голоса в сопр. инструментального ансамбля или оркестра - Военная кантата (Kriegskantate, сл. И. Силоне, 1937), О тех, кому заткнули рот (Die den Mund aufhatten, кантата, 1937), Нет! (Nein, сл. Силоне, 1937), кантата О каторжной тюрьме (Zuchthauskantate, сл. Силоне, 1937), Кантата на смерть товарища (Kantate auf den Tod eines Genossen, слова Э., 1937), Кантата о белом хлебе (Die WeiЯbrotkantate, сл. Силоне, 1937), Ковровщики из Куян-Булака (Die Teppichweber von Kujan-Bulak, сл. Брехта, 1957), Баллада о солдате (Ballade vom Soldaten, сл. Брехта, 1928), Спартак - 1919 (Spartakus - 1919, сл. Брехта, 1934), Баллада о приятии мира (Ballade von der Billigung der Welt, сл. Брехта, 1934) и др.; для opк. - Маленькая симфония (1932), Камерная симфония (1940), 4 сюиты (на материале музыки к фильмам и драм. пьесам); камерно-инстр. ансамбли - в т. ч. Прелюдия и фуга на тему BACH (для струн. трио, 1934), струн. квартет (1938), дивертисмент (для квинтета духовых, 1923), 14 способов описания дождя (Vierzehn Arten den Regen zu beschreiben, для флейты, кларнета, скр., влч. и фп., 1941); произведения для голоса в сопр. фп.: Газетные вырезки (1926), 4 колыбельные матерям рабочих (4 Wiegenlieder fьr Arbeitermutter, сл. Брехта, 1932), Голливудская книга песен (Die Hollywood-Elegien, сл. Брехта, 1942), Новые немецкие народные песни (Neue deutsche Volkslieder, сл. Бехера, 1950) и др.; массовые песни для голоса с орк. или фп. (всего ок. 300), в т. ч.: Коминтерн (Kominternlied, сл. Б. Янке, 1929), Красный Веддинг (Roter Wedding, сл. Вайнерта, 1929), Тревожный марш (Der heimliche Aufmarsch, сл. Вайнерта, 1930), Песнь солидарности (Solidaritдtslied, сл. Брехта, 1931), Песня комсомольцев Магнитки (Magnito-Komsomolzenlied, сл. С. М. Третьякова, 1932), Песнь единого фронта (Das Einheitsfrontlied, сл. Брехта, 1934), Марш 5-го полка (Marsch des 5. Regiments, сл. Петере, 1937), Песня танкистов (Lied der Tankisten, сл. Вайнерта); Левый марш (Linker Marsch), Песня о субботнике (Lied vom Subbotnik), Марш времени (Marsch der Zeit; все - на сл. В. В. Маяковского) и др.; для хора в сопр. малого орк. или фп., в т. ч. Национальный гимн ГДР (сл. Бехера, 1949); для хора a cappella, в т. ч. Против войны (Gegen den Krieg, кантата в форме вариаций для смеш. хора, сл. Брехта, 1936); музыка к спектаклям драм. т-ров (40) - в т. ч. к пьесам Брехта: "Высшая мера" (1930), "Мать" (соч. 1931; 1932, Берлин), "Красное ревю" (1932, Берлин), "Круглоголовые и остроголовые" (соч. 1934; 1936, Копенгаген), "Страх и отчаяние в Третьей империи" (1945, Нью-Йорк), "Жизнь Галилея" (1947, Лос-Анджелес), "Дни Коммуны" (1956, Карл-Маркс-штадт), "Швейк во второй мировой войне" (1958, Варшава), "Сны Симоны Машар" (соч. 1955; 1957, Франкфурт-на-Майне); музыка к кинофильмам (40), в т. ч. "Опус III" (1927), "Ничейная земля" (1931, совм. с К. Шредером), "Песнь о жизни" (1931, совм. с Ф. Холлендером), "Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?" (1932), "Слово имеет юность" ("Магнитогорск, или Комсомол", 1932), "400 миллионов" (1939), "Палачи тоже умирают" (1942), "Хлеб наш насущный" (1949), "Совет богов" (1950), "Вильгельм Пик" (1951), "Салемские колдуньи" (1957), "Эскадрилья "Летучая мышь"" (1958), "Мутные воды" (1959) и др.

Литературные сочинения: Избранные статьи. Беседы о музыке, М., 1973; Я не верю в "свободное искусство", "СМ", 1973, No 7; Composing for the films, N. Y.-L., 1947 (нем. пер.- Komposition fьr den Film, В., 1949); Gesellschaftliche Grundfragen der modernen Musik, "Aufbau", 1948, H. 7; Arnold Sehцnberg, В., 1955; Eine Auswahl von Reden und Aufsдtze, Lpz., 1961; Aus meiner Praxis, "Musik und Gesellschaft", 1963, Jahrg. 13, No 9; Gesprдche, "Musik und Gesellschaft", 1965, Jahrg. 15, также в "Neues Forum", 1968, Jahrg. 15; Bunge H., Fragen Sie mehr ьber Brecht, Mьnch., 1970, под назв. Hans Eisler, Gesprдche mit Hans Bunge, Lpz., 1975; Notowiez N., Gesprдche mit H. Eisler und Gerhart Eisler, В., 1971; Materialien zu einer Dialektik der Musik, Lpz., 1973; Musik und Politik, Lpz., 1973.

Литература: Друскин М., Ганс Эйслер и рабочее музыкальное движение в Германии, М., 1934; его же, Ганс Эйслер о своем времени и о себе, "МЖ", 1973, No 12, то же, в его кн.: Исследования. Воспоминания, Л.-М., 1977; Rеблинг Э.,Ганс Эйслер, "СМ", 1957, No 6; Mайер Э., Ганс Эйслер - певец рабочего класса, "СМ", 1958, No 7; Hестьев И., Ганс Эйслер и его песенное творчество, М., 1962; его же, Певец социалистической Германии, "СМ", 1962, No 12; его же, Lieder und Artikel Hanns Eislers in der sowjetischen Presse, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1969, Jahrg. 10, H. 1/2; его же, Ганс Эйслер - художник, мыслитель, трибун, "СМ", 1977, No 1; его же, Ганс Эйслер, его время, его песни, М., 1981; Шнеерсон Г., Борец за революционное преобразование мира, "СМ", 1973, No 7; Ганс Эйслер перед судом американской реакции, "СМ", 1965, No 2; Бунге Г., "Я даже не знаю чем он не интересовался", "СМ", 1969, No 11-12; Ступель А., Ганс Эйслер. Краткий очерк жизни и творчества, Л. 1970; Ганс Эйслер - социалистический композитор, "ГДР", 1973, No6; Назарова В., Масштабность, публицистичность, глубина, "СМ", 1973, No 7; её же, Ганс Эйслер - Бертольд Брехт. Творческое содружество, Л., 1980; Грабс М., Вклад Ганса Эйслера в музыкальное воспитание, в кн.: Социалистическая музыкальная культура, М., 1974; Ratz E., Hanns Eisler, "Musikblдtter des Anbruch", 1924, Jahrg. 6; Stuckensehmidt H. H., Hanns Eisler, там же, 1928, Jahrg. 10; Mersmann H., Hanns Eisler, "Melos", 1928; Jahrg. 7, H. 2; Rebling E., Ein Blick in ein groЯes Werk. Zum Liedschaffen Hanns Eislers, "Musik und Gesellschaft", 1957, Jahrg. 7, No 1; Hanns Eisler, "Musik und Gesellschaft", 1958, Jahrg. 8, No 6 (Sonderheft); Zum 60. Geburtstag Hanns Eislers; Vetter W., Das Wissen um die soziale Rolle der Musik. Streiflichter auf der Wirken Hanns Eislers, в сб.: Festschrift H. Besseler, Lpz., 1961; Brockhaus H. A., Hanns Eisler, Lpz., 1961; его же, Die Bedeutung der Oktoberrevolution fьr das Schaffen Hanns Eislers, "Musik und Gesellschaft", 1968, Jahrg. 18, No 3; его же, Probleme der Hanns-Eisler-Forschung, "Musik und Gesellschaft", 1969, Jahrg. 19, No 3; Lammel I., Hanns Eisler und die proletarisch-revolutionдre deutsche Musik der zwanziger Jahren, "Musik und Gesellschaft", 1963, Jahrg. 13, No 1; Notowiсz N., Eisler und Schцnberg, "Deutsche Jahrbuch der Musikwissenschaft fьr 1963", Jahrg. 8; "Sinn und Form", 1964, Jahrg. 16 (Sonderheft); Elsner J., Der EinfluЯ der Arbeitermusikbewegung auf der Kampfmusik Hanns Eislers, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1964, Jahrg. 6; его же, Zum 70. Geburtstag Hanns Eislers: die Majakowski-Vertonungen, "Musik und Gesellschaft", 1968, Jahrg. 18, No 7; его же, Einiges zur Entwicklung Hanns Eislers in den 20-en Jahren, "Sammelbдnde zur Musikgeschichte der DDR", Bd 1, В., 1969; его же, Zur vokalsolistischen Vortragsweise der Kampfmusik Hanns Eislers, Lpz., 1971; Notowicz N. und Eisner J., Hanns Eisler. Quellennachweise, Lpz., 1966; Grabs M., Gesprдche mit Hanns Eisler, "Musik und Gesellschaft", 1966, Jahrg. 16, No 5; eго же, Ьber Hanns Eislers Kammerkantaten, "Musik und Gesellschaft". 1968, Jahrg. 18, No 7; его же, Film- und Bьhnenmusik im sinfonischen Werk Hanns Eislers, в кн.: Sammelbдnde zur Musikgeschichte der DDR, Bd 1, В., 1969; Knehler G., Erinnerungen an Hanns Eisler, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1969, Jahrg. 11; Freunde und Schьler ьber Eisler, "Musik und Gesellschaft", 1973, Jahrg. 23, No 7; H. Eisler, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1973, Jahrg. 15, H. 1/2 (Sonderheft); Klemm E., H. Eisler fьr sie portrдtiert, Lpz., 1973 (рус. пер. под назв.: Ганс Эйслер. Творческий портрет, М., 1979); Hanns Eisler heute, "Musik und Gesellschaft", 1974, Jahrg. 24, No 2; H. Eisler, Arbeitshefte der Akademie der Kьnste der DDR (Sektion Musik), No 19, В., 1974; Dьmling A., Schцnberg und sein Schьler Hanns Eisler. Ein dokumentarischer Abriss, "Mf", 1976, No 4; Вetz A., Hanns Eisler: Musik einer Zeit, die sich eben bildet, Mьnch., 1976; Schumacher J., Erinnerungen an Hanns Eisler, "Musik und Gesellschaft", 1977, Jahrg. 27, No 9; Szmolyan W., Schцnberg und Eisler, "ЦMz", 1978, Jahrg. 33, H. 9; Sсhebera J., Hanns Eisler im USA-Exil, В., 1978; его же, Hanns Eisler. Eine Bildbiografie, В., 1981.

Сост. О. В. Хиловская.