Эльснер Ю. К.

(Elsner) Юзеф Ксаверий (Юзеф Антони Францишек) (1 VI 1769, Гродкув, Силезия — 18 IV 1854, поместье Эльснерувка, близ Варшавы) — польск. композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Начальное муз. образование получил будучи певчим в костёле доминиканцев во Вроцлаве (1781-88); там же учился у Д. Шёна, Ханиша (орган) и В. Драйриттера (контрапункт, композиция), одноврем. изучал медицину в ун-те (1788; продолжал занятия в Вене с 1789). В 1791 играл на скрипке в театр. оркестре в Брно, в 1792 дирижёр оркестра нем. оперного т-ра во Львове, где организовал Муз. академию (Филармонич. об-во). Во Львове Э. сблизился с режиссёром В. Богуславским, примкнув к его Польской оперной труппе. В 1795-96 здесь были пост. первые оперы Э. "Удивительные братья" и "Переодетый султан". С 1799 работал в Варшаве, куда переехал вместе с труппой Богуславского, организовавшего там "Т-р Народовы", директором к-рого Э. был до 1824 (затем — чл. дирекции т-ра). Под упр. Э. исполнялись произв. итал. композиторов, а также его собственные. Одноврем. занимался педагогич., муз.-обществ. и композиторской деятельностью. В 1802 основал гравёрную и нотопечатную мастерскую, где печатались сб-ки произв. польск. композиторов (в одну из тетрадей Э. включил фп. сонату Э. Т. А. Гофмана), а также книги по музыке. В 1810 открыл начальную муз. школу; разработал для неё программу и методику обучения. В 1814 организовал при Драм. школе муз. отделение (в 1816, возможно, в 1817, школа преобразована в Школу муз. и драм. иск-ва, с 1818 — в Обществ. начальную муз. школу). В 1821 на базе ф-та изящных иск-в ун-та Э. создал Ин-т музыки и декламации (с отделениями композиции, дирижирования и др.), в том же году ин-т получил назв. консерватории, к-рой Э. руководил. В 1826, после разделения консерватории на Гл. муз. школу и Школу пения, стал рук. Гл. муз. школы; здесь у Э. в 1826-29 учился Ф. Шопен; среди др. учеников — комп. Т. Н. Нидецкий, И. Ф. Добжиньский, А. Фрейер. В 1824-31 Э. был также профессором композиции Варшавского ун-та. Когда после подавления Польского восстания 1830-31 была закрыта Гл. муз. школа, Э. стал преподавать в Школе пения при "Т-ре Народовы". Он был педагогом-реформатором, методистом и теоретиком. В рукописи остались его "План реорганизации высших музыкальных заведений" ("Plan reorganizacji wyzszych studiуw muzycznych") и "Трактат о мелодии и пении" ("Rozprawa о melodii i spiewie", 1830); среди изданных инструктивных работ — "Краткое пособие по искусству генерал-баса" ("Krуtko zebrana nauka generalbasu", 1807). Муз.-образоват. и просветит. деятельность Э. была связана также с муз. об-вами; им осн. Об-во любителей религ. и нар. музыки (1815) и др. Э. много выступал как критик в польск., а также нем. журналах (писал корреспонденции о муз. жизни Варшавы; автор 43 статей, в т. ч. на нем. яз.). Среди теоретич. статей — "Насколько подходит польский язык к музыке?" ("In wie weit die polnische Sprache zur Musik geeignet sei?", "Der Freimьthige", 1803, No 122, S. 487).

В 1839-40 Э. побывал в Петербурге, где исполнялись его соч.; там у него возник замысел историч. оратории "Пётр Великий".

Композиторское творчество Э. охватывает все существовавшие в его время жанры сценич., инстр., вок., в т. ч. культовой, хор. музыки. Однако в историю музыки Э. вошёл гл. обр. как оперный композитор. Им написано 45 опер, зингшпилей, водевилей и мелодрам, в к-рых он продолжал традиции венской классич. школы; в то же время Э. обращался к польск. нар. творчеству — темы мн. его соч. (особенно муз.-сценич.) осн. на нац. муз. фольклоре (впервые в истории польск. оперы). Творчество Э. — важное звено в развитии раннего польск. муз. романтизма. Э. был редактором и издателем мн. сб-ков польск. нар. песен, а также фп. произв. и отрывков из опер др. композиторов.

Сочинения: оперы (все пост. в Варшаве) — Пророчица Урсылла, или Что нравится дамам?(Wieszczka Ursylla czyli Co sie damom podoba, 1793), Переодетый султан (Der verkleidete Sultan, 1796), Султан Вампун (Sultan Wampun, 1800), Народное ополчение (Pospolite ruszenie, 1807), Андромеда (1808), Ведьмы с Лысой горы, или Лешек Белый (Czarownice z Lysoj Gуry czyli Leszek Bialy, 1809), Король Локетек, или Висличанки (Krуl Lokietek czyli Wisliczanki, 1815), Ягелло в Тенчине (Jagiello w Tenczynie, 1820), Жертвоприношение Авраама (Ofiara Abrahama, 1821) и др.; для солистов, хора и орк. — культовая музыка, 3 оратории, 55 кантат (гл. обр. "по случаю"), 33 мессы, Народная (Ludowa) Stabat Mater (1848); для орк. — 5 симфоний, полонезы, марши; камерно-инстр. ансамбли — скр. дуэты, струн. трио, струн. квартеты; для фп. — сонаты, рондо, вариации, полонезы и др. пьесы; для хора — оффертории, более 80 псалмов и гимнов, ок. 100 хоралов; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: Rozprawa о metrycznosci i rytmicznosci jezyka polskiego, Warsz., 1818; Sumariusz moich utworуw muzycznych z objasnieniami о czynnosciach i dzialaniach moich jako artysty muzycznego, "RMz", 1957, No 4, 5.

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954, с. 253-56, т. 2, М., 1957, с. 251-53; его же, Учитель Шопена, "СМ", 1954; его же, Miedzy Oswieceniem i romantyzmem, (Kr., 1961); Hоesiсk F., J. Elsner i pierwsze konserwatorium muzyczne w Warszawie, "Biblioteka Warszawska", 1900, t. 3; eго жe, Z papierуw po Eisnerze, W., 1901; Sledzinski-Lidzki S., Dzieje symfonji warszawskiej w pierwszej polowie 19 w., "Rozprawy i notatki muzykologiczne", 1934, No 1; Joteyko T., J. Eisner, Warsz., 1934; Pomorska H., Jуzef Eisner. Monografia, Warsz., 1948; Michael К., J. Elsner jako teoretyk harmonji, "Muzyka", 1956, rok. 1, No 1; Nowak-Romanowicz A., Jуzef Elsner. Monografia, (Kr., 1957).

З. Лисса.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me