Энармоника

Энармонический род, энармон, энгармоника, энгармонический род (греч. enarmonion (genos), enarmonion, от enarmonios — эн(г)армонический, букв. — согласный, созвучный, стройный) — наименование одного из родов (типов интервальных структур) др.-греч. музыки, характеризующегося применением пары мельчайших интервалов, в сумме равных полутону. Осн. (аристоксеновский) вид Э.:

Энармоника

(У Архита, Эратосфена, Дидима, Птолемея указаны др. величины.)

Для мелодии энармонич. рода характерно мелизматич. опевание опорного тона прилегающими к нему микротонами (сходно с античной хромой, см. Хроматизм), типичен утончённый, изнеженный выразит. характер ("этос"). Специфич. интервал Э. — четвертитон (греч. diesis — энармонич. дийса). Энармонич. пикн (pyknon, букв. — скученно, часто) — участок тетрахорда, где помещаются два интервала, сумма к-рых меньше величины третьего. Сохранившийся; образец Э. см. в ст. Мелодия (колонка 519, 1-й стасим из "Ореста" Еврипида, 3-2 вв. до н. э.). В эпоху средневековья и раннего Возрождения Э. в муз. практике не использовалась (впрочем, известен случай упоминания Э. в кодексе Монпелье, 11 в.; см. Gmelch J., 1911), но по традиции фигурировала во многих муз.-теоретич. трактатах. У Н. Вичентино (16 в.) встречаются образцы одноголосия с Э. (см. пример в колонке 218) и 4-голосия (передано в нотации 20 в.; означает повышение на 1/4 тона):

Энармоника. Рис. 1

Н. Вичентино. Мадригал "Ma donna il росо dolce" из книги "L'antica musica" (Roma, 1555).

M. Мерсенн (17 в.), объединив тоны всех трёх древних родов, получил полную 24-ступенную четвертитоновую гамму (см. Четвертитоновая система):

Энармоника. Рис. 2

М. Мерсенн. Из кн. "Harmonie universelle" (Paris, 1976, (т. 2), кн. 3, с. 171).

Литература: Vicentino N., L'antica musica ridotta alla moderna prattica, Roma, 1555, факсим. переизд., Kassel, 1959; Mersenne M., Harmonie universelle..., v. 1-2, P., 1636-1637, факсим. переизд., v. 1-3, P., 1976; Paul О., Boetius und die griechische Harmonik..., Lpz., 1872, факсим. переизд., Hildesheim, 1973; Gmelch J., Die Vierteltonstufen im MeЯtonale von Montpellier, Freiburg (Schweiz), 1911.

Ю. H. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me