Энгармонизм

(от греч. enarmonios — энгармонический, букв. — согласный, созвучный, стройный) — равенство по высоте различных по написанию звуков (напр., des=cis), интервалов (напр. Энгармонизм аккордов (as-c-es-ges=as-c-es-fis=gis-his-dis-fis и т. д.), тональностей (Fis-dur=Ges-dur). Понятие "Э." предполагает 12-ступенный (равномерно) темперированный строй (см. Темперация). Оно сложилось в связи с возобновлением интервалики античных родов — хроматического и энармонического (см. Хроматизм, Энармоника) — и объединением звуков всех трёх родов (вместе с диатоникой) в рамках единого звукоряда; т. о., между звуками диатонич. целого тона помещаются звуки и пониженных, и повышенных ступеней, напр. (c)-des-cis-(d) с комматич. различием между их высотами (у П. де Бельдемандиса, нач. 15 в.; см.: Coussemaker E., Scriptorum..., t. 3, p. 257-58; y H. Вичентино, 1555). Сохранившись в терминологии теоретич. трактатов, древняя энармоника (где микроиитервалы различались по высоте) превратилась в 18 в., по мере распространения темперации, особенно равномерной, в новый европейский Э. (где микроинтзрвалы, напр. eis и des, уже совпадают по высоте). Понятие "Э." отличается двойственностью: Э. как выражение функционального тождества (пассивный или мнимый Э.; напр., у Баха в 1-м томе "Хорошо темперированного клавира" равнозначность тональностей es-moll и dis-moll в 8-й прелюдии и фуге; у Бетховена в Adagio 8-й фи. сонаты E-dur=Fes-dur) и как выражение функционального неравенства ("детемперации", А. С. Оголевец; согласно правилу интонирования "диез выше бемоля"), скрытого, но сохраняющегося под покровом темперации (активный или действительный Э.; напр., в энгармонич. модуляции через h-f-as-d=h-f-gis-d при введении репризы в каватине Гориславы из оперы "Руслан и Людмила" Глинки).

Художеств. использование Э. в европ. музыке относится к нач. 16 в. (А. Вилларт, дуэт "Quid non ebrietas"); Э. широко применялся в хроматич. мадригале 16-17 вв., особенно венецианской школы. Со времени И. С. Баха он становится важным средством внезапной модуляции, а основанный на нём круг из 30 тональностей мажора и минора — необходимой для классико-романтич. муз. форм модуляционной сферой. В тональной хроматич. системе 20 в. отношения Э. переносятся и на внутритональные связи, напр. в начале 3-й части 6-й фп. сонаты Прокофьева аккорд нVI> ступени (бемольной стороны) мелодически фигурируется звуками энгармонически тождественной ей в V ступени (диезной стороны; в записи отрывка — энгармонич. упрощение):

Энгармонизм. Рис. 1

С. С. Прокофьев. 6-я соната для фп., часть III.

Предельной степени сгущение Э. достигает в 12-тоновой музыке, в которой энгармоническое переключение становится фактически непрерывным (нотный пример перманентного Э. см. в ст. Додекафония, колонка 274).

Литература: Ренчицкий П. Н., Учение об энгармонизме, М., 1930; Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946; Тюлин Ю. (H.), Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, перераб. и доп., М., 1978; Переверзев Н. (К.), Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Beldemandis P. de., Libellus monocordi (1413), в кн.: Coussemaker E. de, Scriptorum de musica medii aevi. Novam seriem..., t. 3, Parisiis, 1869, факсим. переизд. Hildesheim, 1963; Vicentino N., L'antica musica ridotta alla moderna prattica..., Roma, 1555, факсим. переизд. Kassel, 1959; Scheibe J. A., Compendium musices... (ок. 1730-36), в кн.: Benary P., Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1961; Levitan J. S., A. Willaert's famous duo, "Tijdschrift der Vereeniging vor Nederlandse Muziekgeschiedenis", 1938, bd 15; Lowinsky E. E., Tonality and atonality in sixteenth-century music, Berk.-Los Ang., 1961.

Ю. Н. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Энгармонизм — (от греч. en — в и harmonía — созвучие) 1) отождествление одинаковых по высоте, но различных по названию звуков (например, фа-диез и соль-бемоль), интервалов (например, большая секста и уменьшенная септима), аккордов (например... Большая советская энциклопедия
  2. энгармонизм — -а, м. муз. Приравнивание и отождествление звуков, имеющих одинаковую высоту, но различные названия. [греч. ’εναρμόνιος] Малый академический словарь
  3. энгармонизм — орф. энгармонизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. энгармонизм — Эн/гармон/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. энгармонизм — ЭНГАРМОНИЗМ а, м. enharmonique adj. спец. Отождествление звуков, интервалов, аккордов, тональностей и тому подобного темперированного музыкального строя, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке (напр. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Энгармонизм — Звук Равенство ступеней, имеющих одну высоту, но различающихся по названию и обозначению. Словарь компьютерных терминов
  7. энгармонизм — ЭНГАРМОНИЗМ -а; м. [от греч. en — в и harmonia — созвучие] Муз. Приравнивание и отождествление звуков, имеющих одинаковую высоту, но различные названия. Толковый словарь Кузнецова
  8. энгармонизм — Энгармонизма, мн. нет, м. [от греч. en – в и harmonia – гармония] (муз.). Отождествление тонов, практически совпадающих в темперированном музыкальном строе, но различающихся по названию и по их обозначению в нотной азбуке (напр. до-диез и ре-бемоль). Большой словарь иностранных слов
  9. ЭНГАРМОНИЗМ — ЭНГАРМОНИЗМ (от греч. en — в и harmonia — созвучие) — отождествление имеющих различные названия, но совпадающих по высоте звуков (напр. Большой энциклопедический словарь
  10. энгармонизм — энгармонизм м. Отождествление и приравнивание звуков, интервалов, аккордов, тональностей и т.п. темперированного музыкального строя, одинаковых по звучанию, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке. Толковый словарь Ефремовой
  11. энгармонизм — ЭНГАРМОН’ИЗМ, энгармонизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. en — в и harmonia — гармония) (муз.). Отождествление тонов, практически совпадающих в темперированном музыкальном строе, но различающихся по названию и по их обозначению в нотной азбуке (напр. до-диэз и ре-бемоль). Толковый словарь Ушакова
  12. Энгармонизм — У греков деление полутона на две более мелкие части. Аристоксен называл энгармоническим диэзисом четверть тона. У греков энгармонический тетрахорд заключал в себе ¼ тона, ¼ тона и 2 тона (см. Греческая музыка). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона