Энгельбрехт Д. Э.

(Inghelbrecht) Дезире Эмиль (17 IX 1880, Париж — 14 II 1965, там же) — франц. композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории. Как дирижёр дебютировал в "Т-ре искусств" (1908). Прославился как один из лучших интерпретаторов совр. музыки и особенно соч. К. Дебюсси (был его близким другом; участвовал в качестве хормейстера в первой пост. мистерии Дебюсси "Мученичество св. Себастьяна", 1911). С сезона 1912/13 муз. руководитель "Театра Елисейских полей", где дирижировал оперой "Борис Годунов" Мусоргского, впервые исполнявшейся на франц. яз. В 1920-23 дирижировал оркестром Швед. балета в Париже, успеху мн. постановок к-рого способствовало исполнит. мастерство Э. В 1924-25 и 1932-33 муз. директор "Опера комик", в 1927 — "Гранд-Опера". В 1928-32 был дирижёром концертов "Ассоциации концертов Падлу". В 1934 основал и до 1944 возглавлял Нац. оркестр Франц. радио. В 1945-50 снова дирижёр т-ра "Гранд-Опера". Гастролировал за рубежом. Как композитор Э. работал в разл. жанрах. В своём симф. творчестве находился под влиянием К. Дебюсси и М. Равеля. Знаток оркестра и специфики театр. музыки. Автор ряда книг и статей, в к-рых нашла отражение его многолетняя дирижёрская практика.

Сочинения: опера Венецианская ночь (La Nuit vйnitienne, по А. Мюссе, 1908); опера-балет Дуб и липа (Le chкne et le tilleul, по Лафонтену, 1960); балеты, в т. ч. Эль Греко (пост. Шведским балетом, Париж, 1920), Чёрт на колокольне (Le diable dans le beffroi, по Э. По, "Гранд-Опера", 1927), Игра красок (Jeu de couleurs; "Опера комик", 1933), Превращение Евы (Le mйtamorphose d'Eve, 1937); оперетты, в т. ч. Путешествие в мечту (Voyage dans le bleu, 1947); для солистов, хора и орк. — реквием (1941), Рождественская пастораль (Tant que Noлl durera, 1943), Маугли (по Р. Киплингу, для чтеца, солистов, хора и орк., 1946); для орк. — Короткая симфония (Symphonie brиve, 1930), симф. эскиз Осень (L'automne, 1905), симф. поэма Ко дню первого снега в старой Японии (Pour le jour de la premiиre neige au vieux Japon, 1908), Три танц. поэмы (1923) и др.; многочисл. камерно-инстр. ансамбли — в т. ч. произв. для скр. и фп., для влч. и фп., струн. квартет (1954), квинтет для струн. и арфы (1917); Малороссийская сюита (Suite petite-russienne, 1908) для фп.; хоры, песни, вок. циклы, в т. ч. Мелодии на стихи рус. поэтов (1905).

Литературные сочинения: Comment on ne doit pas interprйter "Carmen", "Faust" et "Pellйas...", P., 1933; Diabolus in musica..., P., (1933); Ravel, et les Russes, "La revue musicale", 1938, dйc. (numйro spйcial) (рус. пер. — Равель и русские, "СМ", 1962, No 12); Mouvement contraire; souvenirs d'un musicien, P., (1947); Le chef d'orchestre et son йquipe, P., 1949; Cl. Debussy, (P., 1953) (совм. с Жерменой Э.); Le chef d'orchestre parle au public, P., 1957; "Pellйas" aprиs cinquante ans, "Musica", 1959, No 62; Comment Debussy decrocha le Prix de Rome, там же, No 67 (совм. с Жерменой Э.).

Литература: Тевосян A., 100 лет со дня рождения Д.-Э. Энгельбрехта, Ежегодник памятных музыкальных дат и событий, 1980, М., 1979; Sordet D., Douze chefs d'orchestre..., P., 1924; Bauer G., Un caractиre au pupitre: Inghelbrecht, "Musica", 1965, No 133; Inghelbrecht G., D. E. Inghelbrecht et son temps, Neuchвtel, 1978 (с дискографией).

А. T. Тевосян.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me