Эстампида

Эстампи (франц., англ. estampie, нем. Estampie, итал. istampita, испан. estampida, лат. stantipes), — одна из важнейших форм зап.-европ. инстр. музыки 13-14 вв. Состоит обычно из 5-6 мелодич. фраз, каждая из к-рых повторяется с изменённым окончанием. Схема построения: а + х1, а + х2, b + x1(3) ), b + х2(4) и т. д. Неизменные участки фразы называются puncti (лат. punctum — точка), меняющиеся продолжения (подобные 1-й и 2-й вольтам) — соответственно ouvert (франц. — открытый) и clos (франц., закрытый).

Э., также как лэ, является светской разновидностью секвенции (1). Осн. область применения формы — танц. музыка. Всего сохранилось ок. 20 (преим. одноголосных) образцов Э. Наиболее известные среди них — "Жалоба Тристана" ("Lamento di Tristano") и "Kalenda maya" (обе — 13 в.). Э. (stantipes) описана Й. Грохео (ок. 1300), к-рый отличал её от более коротких дукции и ноты.

Эстампида

Литература: Moser H. J., Stantipes und Ductia, "ZfMw", 1919/1920, Jahrg. 2, H. 4; Handschin J., Ьber Estampie und Sequenz I-II, "ZfMw", 1929/1930, Jahrg. 12, H. 1, 1930/1931, Jahrg. 13, H. 3; Gennrich Fr., GrundriЯ einer Formenlehre des mittelalterlichen Liedes, Halle, 1932; Hibberd Ll., Estampie and stantipes, "Speculum", 1944, v. 19; Parrish С., Ohl J. F., Masterpieces of music before 1750. An anthology of musical examples from gregorian chant to J. S. Bach, N. Y., 1951, L., 1952 (рус. пер. — Пэрриш К., Оул Дж., Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха, Л., 1975); Husmann H., Kalenda maya, "AfMw", 1953, Jahrg. 10, No 4.

T. С. Кюрегян.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me