Калафати В. П.

Василий Павлович (29 I (10 II) 1869, Евпатория — март 1942, Ленинград1 — сов. композитор и педагог. В 1899 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Был близок к Беляевскому кружку, особенно в последний период его деятельности. В 1906-29 преподавал в Ленингр. консерватории теорию композиции (с 1913 профессор). Был выдающимся теоретиком-педагогом. Среди его учеников: Б. В. Асафьев, С. С. Богатырёв, X. С. Кушнарёв, А. Л. Степанян, И. Ф. Стравинский, А. Г. Тер-Гевондян, В. Н. Трамбицкий, X. Эллер, В. В. Щербачёв, М. А. Юдин и др. Для К., типичного представителя Беляевского кружка, характерны эмоциональная сдержанность музыки, тяготение к камерности; его произв. присущи завершённость формы, отточенность фактуры. Симф. поэма "Легенда" (посв. памяти Ф. Шу-берта) была удостоена пр. на Междунар. шубертовском конкурсе в Вене (1928). Издал словарь "Спутник музыканта" (СПБ, 1911). Автор 4-ручных перелож. для фп. — 2-й симфонии А. Н. Скрябина, симф. соч. А. К. Лядова ("Волшебное озеро", "Кикимора", "Баба-яга"), позднее — клавира оперы "Алмаст" Спендиарова.

Сочинения: опера — Цыганы (1941); муз. картина для хора и орк. — Реве та стогне (текст на укр. яз., после 1917); для орк. — симфония, увертюра-фантазия, полонез; для дух. орк. — марш Звёзды Кремля (1942, пр. на конкурсе, организованном во время Великой Отечеств. войны в осаждённом Ленинграде); камерно-инстр. ансамбли — октет для деревянных духовых, струн. инструментов и фп., фп. квинтет, 2 струн. квартета; для фп. — 2 сонаты, 5 прелюдий; романсы на слова А. Н. Апухтина, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, А. К. Толстого, хоры, вок. квартет, обр. нар. песен и др.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me